Вы задумывались над этим вопросом?
А нужен ли вам руководитель отдела продаж? Вы задумывались над этим вопросом?
Думаю, большинство из вас рьяно начнут доказывать, что РОП, конечно, нужен. А как же без него? Кто будет заниматься и руководить продажами? - и вот вроде бы ответ очевиден, но я предлагаю немного покопаться в этой теме, погрузиться как можно глубже в вопрос руководства продажами, менеджерами и всей ответственностью руководителя отдела продаж. В общем, не делайте поспешных выводов, давайте начнем трезво рассуждать о пользе такой единицы как РОП.
Давайте начнем!
Руководитель отдела продаж - название говорит само за себя, РУКОВОДИТЕЛЬ! Раз он руководитель, то очевидно он кем-то должен управлять. Верно? Или чем-то управлять - это уже на подумать.
Я буду разбирать только те моменты, которые встречались мне более 10-15 раз за мою карьеру построения отделов продаж. В большинстве случаев конечно же, если вернемся выше, руководитель это означает управление, соответственно это управление менеджерами, из которых состоит отдел продаж.
Теперь давайте разберемся, что значит руководить?
Руководить - направлять, наставлять, вести по какому-нибудь пути, учить, как следует действовать (толковый словарь Ушакова). Такая трактовка, в принципе, применима к позиции РОПа. Зачастую такие функции и дают нашим руководителям.
Если рассуждать логически и просто перефразировать, то получается что РОП - это человек, который имеет в своем подчинении несколько человек, которых он наставляет на путь истинный в плане продаж. Рассказывает что и как делать, обучает общению с клиентами, возможно даже показывает собственным примером. Точнее, из данного контекста видно, что не возможно, а именно собственным примером и должен обучать. То есть он ведет группу людей за собой и показывает, как правильно "ступать по болотам".
Суть дела в том, что это достаточно узкий функционал. И как это вообще: ни рыба / ни мясо. Сколько платить такому человеку? За что он отвечает? Какую ответственность несет? Какие у него полномочия и может ли он как-то принимать решения?
Во всей вышеперечисленной истории, это просто человек - лидер движения, который показывает дорогу и не дает составу уменьшаться количественно. Все должны дойти до финиша. Это означает, что в реалиях отдела продаж РОП занимается тем, что:
- продает сам, показывая своим примером как это надо делать;
- подсказывает своим соратникам, как дядька наставник;
- следит за исполнением плана, смотрит никто ли не отстает в его группе;
- если кто-то отстает, РОП подбадривает и рассказывает, что отставать это плохо;
- в конце месяца рапортует о том как они прошли очередной рубеж;
- получает разнарядку на новый месяц и вновь выдвигается в путь.
Так происходит по факту в большинстве случаев. Мы с командой всегда это видим изнутри, несмотря ни на какие регламенты и должностные инструкции - работа ведется именно так, как я описал выше.
Как следствие в этой парадигме РОП и живет и понимает ситуацию именно так. То есть особой власти у него в этой ситуации нет.
Но если больше от РОПа ничего не требовать, тогда и ОК. Что же происходит на самом деле?
Продолжение на моем сайте - дочитать