Наверное, у всех было такое: объясняешь кому-то тему, а человек не понимает. Хотя нам кажется, что уже все более чем подробно разжевали. Тут возможны два самых часто встречаемых случая: либо ваш собеседник - дурак, либо вы подвержены когнитивному искажению под названием «Проклятие знания». В случае первого варианта, уж простите, ничем не можем помочь (хотя, можете посоветовать ему/ей подписаться на наш канал, может поумнеет... но это не точно). Если же ваша ситуация относится ко второму варианту, то еще можно побороться!
Итак, феномен «Проклятия знания» заключается в том, что человек, более информированный в определенной теме, не может понять, что его собеседник не в состоянии понять даже те вещи, которые кажутся чрезвычайно банальными.
Особенно часто это можно встретить в сфере образования. Вот представьте, профессор уже несколько лет учит ребят одному и тому же. Конечно, ему может казаться, что некоторые моменты не требуют расшифровки, ведь ЭТО И ТАК ПОНЯТНО. Но, к сожалению, чаще всего понятно только ему и ботану за первой партой, который программу прошел на полгода вперед.
Подвергаясь этому искажению, мы забываем, что каждый человек смотрит на мир через призму собственного восприятия. У каждого разная база знаний и бэкграунд, поэтому не нужно сразу упрекать собеседника в его слабоумии.
Как с этим бороться?
- Напоминайте себе, что не все знают о том, что знаете вы. (возможно, это даже повысит вашу самооценку)
- Всегда расшифровывайте термины и сложные понятия. Даже если вам кажется, что это очевидно. Лучше лишний раз спросите собеседника, знает ли он то, о чем вы сейчас сказали.
- Приводите конкретные примеры. Расскажите, как это можно применить в реальной жизни, покажите наглядно.
- Спрашивайте, все ли понятно, когда объясняете кому-то новую тему. Попросите его повторить сказанное своими словами.
Используя эти правила, можно прослыть хорошим рассказчиком или учителем, а не психом, который не может нормально ничего объяснить.
Новых нейронных связей и критического мышления вам!