Найти в Дзене
Зануда

Что способствует сотрудничеству?

Появление экономики сотрудничества разрушило многие традиционные социальные и бизнес-модели. Остается выяснить, какая часть этих моделей является по-настоящему совместимой и почему сотрудничество теперь является правилом, когда раньше казалось, что оно является исключением на рынках. Фактически, и социальные науки, и эволюционная биология уже давно пытаются понять ключи к человеческому сотрудничеству. Недавно группа психологов из Йельского университета и экономистов из Гарвардского университета опубликовали в журнале "Современное мнение в поведенческих науках" (том 3, июнь 2015 г.) статью "Поощрение сотрудничества в этой области", в которой они рассматривают "полевые" эксперименты в области сотрудничества между людьми. Кроме того, эти же авторы опубликовали в газете "The New York Times" "How to get people to pitch in where" - они обобщают свои выводы и размышляют о последствиях с точки зрения государственной политики. Среди примеров крупных социальных проблем, которые могут быть реше

Появление экономики сотрудничества разрушило многие традиционные социальные и бизнес-модели. Остается выяснить, какая часть этих моделей является по-настоящему совместимой и почему сотрудничество теперь является правилом, когда раньше казалось, что оно является исключением на рынках. Фактически, и социальные науки, и эволюционная биология уже давно пытаются понять ключи к человеческому сотрудничеству. Недавно группа психологов из Йельского университета и экономистов из Гарвардского университета опубликовали в журнале "Современное мнение в поведенческих науках" (том 3, июнь 2015 г.) статью "Поощрение сотрудничества в этой области", в которой они рассматривают "полевые" эксперименты в области сотрудничества между людьми.

https://pin.it/1tJcpn2
https://pin.it/1tJcpn2

Кроме того, эти же авторы опубликовали в газете "The New York Times" "How to get people to pitch in where" - они обобщают свои выводы и размышляют о последствиях с точки зрения государственной политики. Среди примеров крупных социальных проблем, которые могут быть решены только при масштабном сотрудничестве граждан, мы находим сокращение потребления воды, использование общественного транспорта вместо личного автомобиля, решение о вакцинации детей или участие в демократических процессах.

Классические экономисты считали, что они нашли решение еще в 1920 году. В том же году экономист Пигу опубликовал "Экономику благосостояния", где он предложил то, что позже станет называться "Пиговским налогом".

Предложение о применении налога к рыночной деятельности, порождающей негативные внешние эффекты, привело к так называемым интервенциям "затраты-выгоды": экономическое наказание за некооперативное поведение или вознаграждение за кооперативное поведение. На практике, однако, меры такого рода всегда оказывали весьма ограниченное воздействие: граждане редко меняют свое поведение в связи с этим видом вмешательства. Например, в случае Калифорнии 10%-ное повышение цены на воду только уменьшает ее использование на 2-4%. И то, если мы повысим налоги и цены до неразумных пределов, решение Pigou начнет действовать.

Исследования этих авторов показывают, что большинство экономистов чрезмерно полагаются на строгую экономическую рациональность поведения людей.

Но изучение доказательств, полученных в ходе полевых экспериментов, также приносит положительные результаты. В то время как меры вмешательства с точки зрения "затрат и выгод" дают результаты, которые лишь изредка являются положительными, социальные меры показали широкую эффективность. Там, где деньги не могут достучаться, социальные проблемы могут.

Это может удивить экономистов, но не психологов и биологов, которые уже давно увлечены пониманием того, почему сотрудничество происходит у людей и других видов, когда нет родственных связей (поскольку в этом случае достаточно генетики, чтобы объяснить это).

В статье делается вывод о том, что эволюционная биология уже выявила у других видов: если наше поведение заметно, то совместные действия повышают нашу репутацию и, следовательно, есть вероятность взаимности. И если мы многократно взаимодействуем с другими, то сотрудничество - лучший "эгоистичный" вариант. Короче говоря, затраты на сотрудничество сегодня перевешиваются выгодой от помощи, которую другие окажут в будущем.

Другими словами, валюта обмена - это не деньги, это мнение других.

Необходимость достижения взаимности была глубоко кодифицирована в нашем поведении, так что сегодня она проявляется в виде интуитивных ответов, которые нам не нужно рационализировать. И этот персонаж делает сотрудничество очень актуальным эмоциональным компонентом. Если мы хотим развивать сотрудничество, мы должны действовать в соответствии с желанием людей, чтобы другие хорошо относились к нам.

Эксперименты показывают, что этого можно достичь как минимум двумя способами.

Например, наблюдательностью или созданием видимости поведения, основанного на сотрудничестве или эгоизме, для близких нам людей (например, для наших соседей или коллег по работе), а также описательными правилами, дающими информацию о поведении близких нам людей. Продолжая пример с потреблением воды, когда потребители получают информацию, которая позволяет им сравнить свое потребление с потреблением соседей, достигается снижение на 2-5 % (аналогично тому, которое получается при увеличении цены).

Давайте вернемся к экономике сотрудничества: новые технологические посредники создают условия, которые благоприятствуют сотрудничеству. С одной стороны, они делают наше поведение заметным, независимо от того, являемся ли мы клиентами или поставщиками, посредством рейтингов. С другой стороны, они "сближают нас", делая всех нас "соседями", независимо от нашего географического положения, и поэтому заинтересованы во взаимности.