В 80-е годы в Исправительно-трудовом учреждении (ИТК-7), колонии усиленного режима содержалось около 1000 осужденных. Это в городе Сегежа, Карелия. Но степень изоляции, даже внутри колонии, была для всех не одинакова. Особо злостные нарушители режима содержались в помещениях камерного типа ( ПКТ), не склонные к побегу и имеющие не большие сроки заключения вывозились на работу в город. Ну и лица, бывшие совсем на хорошем счету, переводились в разряд бесконвойников.
Надо отметить, что подавляющее большинство людей, нарушивших закон, даже не помышляла о побегах.
Условия и порядок, который поддерживался на объекте, позволял отбыть наказание полностью без каких либо эксцессов.
И история, о которой я хочу поведать, служит моим словам подтверждением.
Половина жилых городских построек в городе была возведена руками заключенных. А стройки охранялись военнослужащими первого батальона в/ч 6545. Назывались такие объекты выводными.
Оборудывался они, как и положено забором (основным ограждением), двумя рядами колючей проволоки ну и по периметру наблюдательными вышками.
Рано утром главные ворота учреждения открывались, и караул объекта, проверяя под счет и спискам, передавал заключенных другому караулу. Обычно, зэков выстраивали шеренгами по пять человек. И по команде начальника караула: «Первая пошла», они погружались в специальные фургоны. На языковом сленге конвойников такой транспорт назывался коломбинами.
Далее по прибытию на строительную площадку, нарядом производился осмотр местности, и осужденные заводились на объект.
Так было и в тот зимний день. Но по окончанию работ, вероятно из-за холода, а может и от усталости, снятие контингента со стройки прошло формально.
С нарушением инструкций произошел и прием прибывших как караулом ИТК-7, так и дежурной сменой контролеров в колонии.
А группа рабочих, пригревшихся, в бытовке и заснув, осталось на стройке без охраны.
Прошло не мало времени когда в дверь караульного помещения раздались стуки вернувшихся. Люди кричали, пытаясь объяснить часовому на вышке, что их забыли, им холодно, и они хотят есть.
Добавлю что расстояние от ИТК, до города составляло шесть километров. Морозец был градусов, говорят за тридцать, а на осужденных сапоги и фуфайки. У добравшихся, интересовались о том, почему они не убежали, этот вопрос вызывал не поддельное удивление вернувшихся. Маленькие срока, тайга и мороз были главными препятствием для побега.
Впустили их не сразу. Вначале, всех находящихся под охраной, перепроверили по несколько раз и только потом распахнулись ворота КПП. Ведь бдительность все-таки оставалась главным оружием Внутренних Войск.
Дело естественно замяли, и произошедшее осталось только в устных пересказах.