Есть в русских былинах один женский образ, о котором предпочитают не распространяться исследователи фольклора. Среди женских характеров обычно на первое место ставят мать Богатыря или его верную жену.
Мать в былинах всегда выглядит достойно. Из её уст герой получает ценные поучения и наставления. Вот к примеру, каковы мудры советы даёт Офимья, свет, Александровна в былине «Иван Гостиный сын» своему сынку.
А и гой же ты свет, моё чадо ненаглядное
Не ходи-тко чадо, да на царёв кабак.
И ты не пей-кось, не кушай зелена вина.
И не имей союз со голями кабацкими…
Если русская мать – это сосредоточение мудрости, то идеальная жена – это воплощение верности и любви. Услышав «смертоносные глаголы» о гибели своего супруга, былинная княгиня бросается с «превысокого своего терема на середу земли», так как не мыслит себе жизни без любимого. Былины – это продукт коллективного разума и потому они отражают общественное мнение тех далёких лет. Но интересно, что есть в былинах и другой образ жены – коварной, злой, распутной. Это некая Апракса-королевишна. Она фигурирует в нескольких былинах, но более полное впечатление о ней дают былины «Алёша-Попович и Тугарин» и «Сорок калик со каликою»
Во всех былинах Апраксу-королевишну называют женой князя Владимира. Поведение её, мягко говоря, оставляет желать лучшего...
Вот в былине «Алёша Попович и Тугарин» рассказывается о пире в княжеском тереме. На пиру присутствует Тугарин, который «нечестно» за столом сидит.
Ко княжне он, собака, руки за пазуху кладёт. Сидит князю насмехается.
И как же реагирует на этот фривольный жест Апракса-королевишна? В то время княгиня разрезает поданную к столу запечённую лебедь белую и речи говорит странные...
Любо мне резать лебедь белую,
Любо мне смотреть на мил живот,
На молода Тугарина Змеевича…
Алёша Попович не выдерживает «нечестного» поведения Тугарина, и вызывает его на поединок, в котором и побеждает его. Тугарин покидает княжеский пир опозоренный. А княгиня Апракса набрасывается на Алёшу с гневными речами.
Скочила княгиня Апраксевна на резвы ноги
Стала пенять Алёше Поповичу.
- Деревенщина ты, засельщина!
Не дал посидеть другу милому!
Разлучил ты меня с другом милым.
С молодым Змеем Тугаретиным.
Вот такой женский образ. Знатная женщина, которая полностью пренебрегает мнением окружающих и ведёт себя вызывающе. Во многих былинах упоминается о том, что Апракса ещё и чужеземка. Откуда же взялась эта самая Апракса-королевишна - неприличный персонаж русских былин?
По мнению исследователя С. П. Розанова у Апраксы-королевишны есть вполне реальный исторический прототип – русская женщина с очень сложной судьбой.
Это Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна – родная сестра Владимира Мономаха. Судьба Евпраксии-Адельгейды вызвала много шума и довольно большой общественный резонанс в 11 веке. О ней писали русские летописи и саксонские хроники. Скандал, связанный с Евпраксией был настолько ярок, что будоражил умы не только аристократии, но и простого народа. Именно поэтому образ Евпраксии попал в былины.
Что же произошло на самом деле.
А на самом деле история Евпраксии – это грустная история женщины, которая попала в трудную ситуацию на чужбине, и не побоялась бороться за свою жизнь.
В 1076 году умер киевский князь Святослав. Его вдова – саксонская графиня Ода вернулась в Саксонию. Вскоре её родственник – маркграф Генрих Штаден задумал жениться. Ода порекомендовала ему в качестве невесты молоденькую княжну Евпраксию – дочь князя Всеволода Ярославича.
Предложение было принято, и Евпраксию, которой в то время было всего 12 лет, отправили в Саксонию с богатым приданным.
Поскольку невеста была ещё млада годами, её отдали на воспитание в Кведлинбургский монастырь. Девочка должна была изучить язык и основы веры своего будущего супруга. Евпраксия приобщилась к католической церкви и получила имя Адельгейда. Всё это было вполне разумно, и соответствовало требованиям того времени.
Однако, судьба Евпраксии-Адельгейды тесно переплелась не с Генрихом Штаденом, а с другим Гернихом - императором Священной Римской империи.
В 15 лет Евпарксия-Адельгейда вышла замуж за Генриха Штадена. Но не прошло и года, как она овдовела и решила вернуться обратно в монастырь. Почему? Возможно, девушка чувствовала себя неуютно в чужой семье, и в монастыре ей было привычнее и спокойней. Но одиночество её продлилось недолго. К русской княжне стал присматриваться сам Генрих IV – император Священной Римской империи, который был братом аббатисы того самого монастыря, где нашла приют Евпраксия.
Выбор невесты для Генриха IV был больше политическим решением. Были у него и надежды на переговоры с Киевом, и попытка заручиться поддержкой могущественного саксонского рода Штаденов.
Аббатиса благословила и Евпраксия-Адельгейда в одночасье сделалась и женой почти незнакомого мужчины и императрицей Римской империи.
А очень скоро девушке предстояло стать ещё и инструментом хладнокровной политической борьбы.
Киев от переговоров отказался. Надежды Генриха не оправдались,, и за неимением никаких политических выгод от брака, император вымещал зло на молоденькой жене.
Генрих IV имел обыкновение развлекаться самым неприличным образом. Евпраксия, воспитанная в иной культуре, отказалась принимать участие в недостойных развлечениях. Обнаружив, что ему досталась «жена с характером», император пришёл в бешенство. С тех пор супруги становятся врагами.
Розанов пишет: " саксонские хронисты сообщают, что не могут даже описать все издевательства Генриха над Евпраксией-Адельгейдой, «чтобы не слишком развратиться»"
Молодая женщина оказалась в самом жутком положении: одна на чужбине, агрессивный муж-император и, казалось бы, никакой защиты. Евпраксия пыталась бежать, но была поймана людьми Генриха. После побега императрицу заточили в башню. Генрих продолжил самые немыслимые издевательства над ней. Вряд ли бы Евпраксии удалось выйти из темницы живой, если бы не политический интерес врагов её агрессивного супруга.
У императоров тоже бывают враги. Был свой враг и у Генриха IV. Им стал глава католической церкви, сначала Григорий VII, а потом его приемник папа Урбан II. Император спал и видел, как бы посадить на место папы своего ставленника. Строил хитрые козни супротив законных пап. Но и папы не остались в долгу.
Папа Урбан II решил использовать императрицу в своих целях. Евпраксии помогли бежать из темницы. Его Святейшество уговорил Евпраксию-Адельгейду открыто выступить на Соборе с обвинительной речью против императора.
Сегодня это кажется вполне нормальным решением проблемы. Но в 11 веке такой открытый протест женщины неминуемо ударил бы и по самой жертве.
Но Евпраксия всё же решается выступить на Соборе в Пьяченце. Собор был для того времени особенно многолюдным – 30 тысяч мирян и 4 тысячи клириков. Народу было так много, что Собор проходил в открытом поле.
Евпраксия просто и откровенно рассказала о всех мерзостях, которые творил с нею её супруг – Генрих IV. Ей поверили. На неё даже не наложили, предусмотренную в таких случаях епитимию. Генрих был признан виновным в безнравственных делах. Евпраксию освободили от брачных обязательств. Но какое будущее ожидало поруганную королеву?
Это сегодня «звёзды» зарабатывают на скандалах. А в 11 веке популярность такого рода оплачивалась дорогой ценой. Пришлось заплатить свою цену и многострадальной Евпраксии.
Новость о её откровенном заявлении на Соборе, разумеется быстро распространилась по всей Европе и дошла до Киева. По пути новость обрастала слухами и, возможно, всяческими надуманными подробностями. В результате до простых обывателей Руси дошла информация о некой княжне, которая вела себя неподобающим образом и осмелилась мужу перечить.
Ситуация была совершенно нетипична, и потому история сия долго будоражила людские умы. Образ скандальной Евпраксии - Апраксы-королевишы попал в русские былины и закрепился навечно.
Реальной Евпраксии после скандала удалось вернуться на Родину. От молвы и пересудов она укрылась в монастыре. Осуждение и неприязнь на Родине окончательно сломили Евпрасию физически и духовно. Она постриглась в монахини и спустя три года умерла в возрасте 38 лет.
Летописец напишет о ней такие строки:
В лето 6617 (1109г) представися Евпракси, дщи (дочь) Всеволожа, месяца иулия, в 10 день, и положена бысть в Печорском монастыре у дверий, яже ко угу. И зделаша над нею божонку (часовенку) иде жа лежит тело ея.
Спасибо за внимание!