Для начала давайте разберемся откуда взялось это слово:
Термин «витч-хаус» зародился как шутка и изначально использовался для описания музыки, которую играл Трэвис Эджеди (он же Pictureplane) и его друзья в 2009 году. Вскоре, после упоминания в Pitchfork Media, блоги и музыкальная пресса начали использовать этот термин повсеместно. Также существует версия, что данный термин был придуман одним из друзей мичиганского трио Salem, который участвовал в организации их выступлений.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
Витч-хаус (англ. Witch House) — жанр экспериментальной музыки, который не стоит путать с дарк-хаусом — ответвлением в прогрессив-хаусе, существовавшим в 2000-2001 годах.
На заре своего существования витч-хаус позиционировался как оккультно-ориентированный жанр электронной музыки, в котором часто использовались сэмплы из фильмов ужасов, а в визуальном сопровождении обычно были задействованы материалы, так или иначе относящиеся к западной хоррор культуре. Стоит отметить, что витч-хаус, вопреки частым заблуждениям, не имеет прямого отношения к религии в общем и сатанизму в частности, в отличии, например, от некоторых ответвлений жанра Black Metal. Оккультные же элементы используются скорее из эстетических соображений, для привлечения внимания и подчеркивания общей мрачности жанра. Кроме того, поскольку витч-хаус сначала являлся исключительно андерграундной музыкой, то первые живые выступления больше походили на тусовки друзей в гараже (за исключением некоторых более-менее заметных музыкальных фестивалей).
ЗАРОЖДЕНИЕ СТИЛЯ
Среди множества композиций часто можно услышать ремиксы популярных песен, как современных, так и хитов 80-х и 90-х годов, либо сильно обработанные сэмплы и акапеллы из них. Кроме того, витч-хаус перенял у музыки 80-х и ее визуальную эстетику в виде аналоговых фото, глитч и VHS эффектов.
Принято считать, что наибольшее влияние на формирование витч-хауса оказали такие музыкальные жанры как Ambient, Darkwave, Industrial, Hip Hop, в какой-то мере даже Black Metal и ряд готических групп 80-х годов, таких как The Cure и Christian Death, а также некоторые экспериментальные группы, такие как Coil и Psychic TV.
В целом витч-хаус несет в себе нигилистический и деструктивный культурный код, неотъемлемой частью которого является дух упадка, депрессии и меланхолии, а суть заключается в познании человеческой сущности и окружающего мира через их всевозможные темные стороны.
Поскольку витч-хаус как музыкальный жанр был образован под влиянием множества других жанров, процесс его формирования происходил на протяжении 10 лет и продолжается до сих пор, что позволило расширить набор стилей настолько, насколько это возможно и в итоге сделало витч-хаус самым экспериментальным жанром темной электронной музыки, который включает в себя множество элементов других жанров, — начиная от классического Dark Ambient, заканчивая EDM, которые напрямую с витч-хаусом не ассоциируются. Также можно услышать узконаправленные стили, основанные, например, на творчестве Говарда Лавкрафта и славянском фольклоре.
ТЕПЕРЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
В 2018 году жанр вновь стал активнее развиваться в России, нежели на Западе. Серия вечеринок NEDOSTUPNOSTЬ выросла до уровня музыкального лейбла, а его резиденты стали хедлайнерами российской витч-хаус сцены. В США и Европе развитие жанра проходит не столь активно и общее звучание продолжает оставаться ближе к истокам витч-хауса, однако качество музыки при этом не уступает российской сцене.
В настоящее время витч-хаус стоит воспринимать как направление, объединяющее людей с одинаковыми взглядами и идеями, нежели как сформировавшийся музыкальный жанр с конкретными правилами игры.