Найти тему

СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ПРИ КОРОНАВИРУСЕ

Так уж случилось - в эту весну, из-за коварного вируса у всей страны рухнул привычный уклад жизни. Граждане остались дома, чтобы не заразить и не заразиться. На два месяца. Целыми семьями. Закрыты школы, детские садики, дворовые площадки, стадионы, игровые центры, кружки и студии. В данной сложившейся ситуации – это верное решение, которое внезапно обернулось «тихим ужасом и катастрофой» для родителей. Почему? Потому, что дети сутками теперь сидят дома безвылазно. Без разных «мам, я гулять», «мы у Вовки», «дети на продленке». А родителям еще нужно, и свою основную работу дома делать, если они на «удалёнке». В общем – совместить надо несовместимое, особенно, если дома нет бабушек и дедушек. Сейчас в моих онлайн консультациях мне задают вопросы, которые практически, можно объединить в один: как поработать на контору, находясь на самоизоляции, когда дети дома все двадцать четыре часа? При этом у родителей стоит сверхзадача – «остаться в живых», прокручивая в голове спасительную мантру «мы бодры, веселы…». Кроме сверхзадачи стоят подзадачи с подсмыслами – надо всё время что-то варить, жарить, и печь; убирать/вытирать/соскабливать и выносить; спасать цветы, котов, собак и птиц;  лепить/рисовать/клеить/петь/вытаскивать домашку из зависшего компа; ходить в магазин; укладывать/убаюкивать/успокаивать; ругать/обнимать/наказывать/жалеть и т.д. Результат грустный. Мои обессиленные клиенты - родители ждут летней амнистии после самоизоляции, как манны небесной, безмерно уважая всех подряд учителей и воспитателей в садиках. Да, и очень теперь любят бабушек/свекровей/соседок. Оно, и понятно, ведь к данной ситуации семьи не были готовы, и храбро решали задачи по мере их поступления.

Начнём с того, сам день складываем из режимов наших детей (у кого какой), и плана дня взрослых. Каждое утро дети встают, как правило, в одно и то же время - когда их собирают в школу или детский садик. Это время «Х», отправная точка начала трудового дня родителей в условиях самозаточения. Родители могут встать раньше, и взбодрившись, приступить к выполнению профессиональных дел, пока тихо в доме. Или просто посвятить это время для себя: заняться зарядкой, початиться с друзьями, покопаться в саду (кто на даче), просто позавтракать вдвоем. Подчеркну – это время только для себя. Таких кусочков времени у родителей в течение дня будет несколько, без этого можно загнать себя. Это ваш ресурс, дающий энергию, силы выстоять и не сломаться.

Составив накануне вечером план – захват будущего дня, определив роли, время, задания, обговорив все условия со всеми членами семьи, и при всех, что важно, начинаем квест – путешествие под девизом, например «Здравствуй, мой 3560 день» (каждый член семьи подставляет свой порядковый номер дня). Всех расставляем по местам согласно плану: кого в дозор (детсадовцев, конечно), кого к станку (школьников), кому-то достанется роль главного маминого/папиного помощника (например, тоддлеру, если он уже сам ходит). Важно, чтобы дети понимали, что в семье все равны. Поблажек нет никому. Все заняты делом. Общий дружный коллективный фон всегда дает поддержку более энергетически слабым членами семьи, и им легче выполнить свои задачи. Помним, «вместе весело шагать по просторам».

Школьники младшего и среднего звена вполне могут 25-30 минут заниматься самостоятельно до небольшой переменки-перерыва, где они могут полежать на ковре, попить чаю, съесть яблоко, или повеселиться до следующего своего урока. Занятия у них не должны продолжаться до ночи. Малыши и дошколята могут быть объединены в одну кучу, с последующими общими занятиями с одним из родителей, тогда, как другой в это время помогает школьнику/готовит обед/работает на компанию. Смысл в том, что с детьми какое-то время занимается только один родитель. Другой в это время может просто отдыхать. Это особенно касается мам с младенцами. Малыш заснул, и мама рядом. Потом родители меняются – один «ушёл в бой», другой упал на диван.

Родительское участие в течение дня ребёнка, должно быть сведено к минимуму – только для реальной помощи детям (интернет-уроки, например). Но, невербальный контроль за детьми должен присутствовать постоянно! И ещё должна быть игра. Она должна быть одна в день. И лучше не менять игры ежедневно. В доктора можно играть пару-тройку дней подряд, добавляя всё новые и новые элементы игры. Потом поменять на продавца, или кондуктора, потом снова на доктора. Это могут быть и ролевые игры, и чтение, и рисование, и пение, и командная игра (заглянем в интернет, где найдем море разнообразных суперинтересных игр). Играйте со своими детьми обязательно, играйте честно и искренне, не отмахивайтесь от них. Во всём остальном – общая совместная жизнь всей семьи: например готовка еды, уборка в комнате/квартире, подготовка к празднику, посильное ухаживание за больным членом семьи, помощь друг другу невзирая на возраст и т.д. Словом, ребенок постоянно чем-то занят в отдельно взятую единицу времени, любое помогание/игра – это научение или  закрепление какого-то навыка, умение обиходить самого себя, решить бытовую проблему на своём уровне. Надо только чередовать игру с совместной деятельностью, время общего сбора со временем побыть одному на своей территории. Это относится к детям всех возрастов. Даже к старшеклассникам. Тогда никто никому не надоест, не вымотает, не разозлит. Малыши какое-то время тоже должны самостоятельно возиться в своих кроватках и манежах (под присмотром, но без вмешательств). А бросать всё, и заниматься только со своим наследником сутки напролёт, уделяя ему полностью своё внимание – дело антипедагогичное, и вообще вредное. Как говорила разбойница из «Снежной королевы»: «Если хотите вырастить из своих детей разбойников, больше балуйте их», а в нашем контексте – больше зависайте на них.

Особый взгляд на уроки онлайн. Свалились на голову. Всем участникам учебного процесса. Стресс охватил педсостав, родителей, и школьников. Учителя честно собрали всё, что считали нужным по программе, и выложили в учебную среду. А родители решили, что это «всё» должно быть немедленно сделано. Многие мамочки загнали своих детей в угол в стремлении хорошо выполнить домашнее задание. Именно в том объёме, который задали, именно в срок, и лучше всех (или вообще, чтоб хоть выполнить). В результате дети получили стойкое отторжение от школы, компьютера, родителей, учителей, и нервный срыв. А можно было снизить планку требований, обговорить всем родительским комитетом с учителями о заданиях, замене их менее ёмкими, или вообще другими. Всё равно все отстали, все не выполнили, все заморочились. Впереди есть время, и всё можно доделать и спокойно подтянуть. Но, главное сделать выводы на будущее. Всем взрослым.

Ну, а вечером должен быть…вечер. Обязательно что-то приятное. Для всех. Общее чтение, просмотр телепередач, или видео, настольная игра, проговор фраз в общем кругу семьи из серии «я сегодня молодец, потому что…», «я грустный сегодня потому, что…», или это общение с родственниками/общими друзьями по скайпу. Хорош вариант просмотра семейных фотоальбомов, с рассказами о предках, или общее составление Книги рода.

Ночной сон у всех должен начинаться также по возрастному режиму. Взрослым нельзя жертвовать отдыхом из-за навалившейся работы. Распределяйте ее равномерно. Ведь, завтра нужны силы для нового дня.

Если всё же накрыло раздражение, злость на ребенка захлёстывает, хочется накричать на него - тут, конечно, лучше сдерживать себя: карантин уйдет, а детская обида останется, перейдя во взрослые комплексы. Здесь и сейчас можно просто поменять положение своего тела в пространстве: если стояли-сесть, если сидели на стуле – сесть на пол. Если были рядом с ребенком, отойдите на пару шагов. Напряжённые челюсть и кисти рук расслабьте. Поднятые руки опустите. Можно вообще лечь (орать в таком положении неудобно). Самое простое – набрать в рот воды, и держать ее долго, сколько сможете. Снова набрать, и держать, пока не успокоитесь.

Если охватила паника, страх – сядьте, подышите спокойно, размеренно (на счет четыре: на четыре – вдох, на четыре – пауза, на четыре – выдох, на четыре - пауза), три-пять минут дышите в таком ритме, чтобы сбитое страхом дыхание выровнялось. Снова подойдя к ребенку уже не демонстрируйте ему своё отношение. Он, и так испуган. Но, и сюсюкаться тоже не следует. Общение ровное.

И ещё. В любой ситуации есть свои плюсы. Да, сейчас все получили необычный опыт, находясь в состоянии стресса.  Но, с другой стороны, появилась возможность видеть своих детей сутки напролёт.  Никуда не мчаться по утрам/вечерам, чтобы отвести/забрать уставшего человека из школы или садика. Теперь есть время с ним поговорить (не пообщаться, а поговорить), а, может и про себя рассказать, посоветоваться даже с ним. Ведь, семья – это команда, где каждому есть свое особое место, и свои особые полномочия. И преодолеть эту стрессовую ситуацию (и любую другую) мы должны тоже всей командой, вместе и без потерь. 

А на сегодня, у нас взрослых, есть новая задача – переработав накопленный опыт, сделав выводы произошедшего, начать готовить себя и детей к постепенному выходу из состояния «сидим дома», которое уже не за горами. Ведь, наши домашние уже привыкли к такому режиму и образу жизни, и нам всем нужно время, чтобы вернуться к прежним рубежам социальной жизни.

Панова Юлия Вячеславовна
семейный психолог - системолог

http://journalpomidor.ru/

Ставьте лайк, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал!