Найти тему

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА

Синдром Аспергера - по МКБ 10 (Международной классификации болезней) относится к блоку “Расстройства психологического развития”. Этот синдром характеризуется нарушением социального взаимодействия и эмоционально-волевой сферы при полностью сохранном интеллекте. Дети имеют нормальный умственный потенциал, но демонстрируют значительный разрыв между вербальными и невербальными способностями. Им свойственно странное и неадекватное социальное поведение. Считается, что этот синдром относится к расстройствам аутистического спектра.

Как он проявляется:

-Проблемы с социальным взаимодействием: глазной контакт снижен, но возможен. В диалоге глазной контакт отсутствует.

-О себе могут говорить в 3-ем лице.

-Социально нелепы, не понимают чувств других людей, не могут предсказать их поведение.

-Испытывают трудности в поддержании диалога.

-Проблемы с невербальной коммуникацией: отсутствие жестикуляции, в том числе указательного жеста, бедная мимика.

-Проблемы с крупной моторикой, неуклюжесть, моторная неловкость.

-Наличие узких интересов (человек концентрируется на одной теме и погружается в нее досконально). Скатываются к излюбленной теме не зависимо от контекста, совершенно не заботясь о том, как на это реагирует собеседник.

-Ритуальность, очень четкий режим жизни. Изменение распорядка дня, перестановка мебели может привести к серьезному стрессу.

-Речь, опережающая интеллектуальное развитие. Эхолалии (механическое повторение слов или целых фраз, услышанных ранее, обычно без понимания смысла). Проговаривание внутренних мыслей.

Зачастую дети с подобным синдромом воспринимаются, как плохо воспитанные, эгоистичные. Но это не так, они просто все воспринимают совсем не так, как многие из нас. Они подвергаются постоянной сенсорной перегрузке, обыденный поход в магазин превращается для них в настоящую пытку. Они боятся громких звуков, резких движений, случайных прикосновений. Часто боятся стричь волосы, ногти, очень избирательны в пищевом поведении.

У них патологическое отсутствие эмпатии, им сложно поддерживать дружеские отношения. Шутки, переносный смысл, юмор - для них недоступны, они понимают все буквально. Будучи интеллектуально хорошо развитыми, они заучивают социально приемлемые формы поведения, стандартные способы реагирования в тех или иных ситуациях. Им нужен алгоритм действий в любой ситуации, поэтому они избегают общения со сверстниками, так как общение требует спонтанности, что для них крайне затруднительно.

Вылечить этот синдром невозможно, но можно его скомпенсировать: помочь ребенку побороть его страхи, справиться с моторной неловкостью и повышенной тактильной чувствительностью, адаптировать его социально, показать, как правильно общаться, реагировать. Излишнюю утомляемость, тревожность, импульсивность возможно подкорректировать с помощью лекарственной терапии.

Подход к реабилитации должен быть комплексным и решать задачи для конкретного ребенка - это могут быть АВА-терапия , сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция или игровая терапия в коммуникативных группах - все это может помочь. Но самое главное в реабилитации, это семья. С такими детьми необходимо быть терпеливыми и гибкими. Для эффективной работы с ребенком с синдромом Аспергера необходимо включать во вмешательство всю его семью, которая, при условии создания в ней адекватных условий, сама будет являться мощным терапевтическим инструментом.