В мифологии Древней Скандинавии Нидхёггом зовется великий дракон, обитающий у корней древа Иггдрасиль. В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона сказано, что Нидхёгг живет у подножия источника «Кипящий Котел», который располагается под третьим корнем Иггдрасиля (этот корень, как поясняет Стурлусон, «тянется к Нифльхейму).
Несмотря на то, что согласно оригинальному эддическому тексту Нидхёгг живет именно в Нифльхейме, существует предположение, по которому дракон расположился конкретно в мире мертвых – Хельхейме (который, по одной из версий, как раз является одной из внутренних локаций Нифльхейма). В частности, Стурлусон цитирует строки из «Старшей Эдды», где сказано, что Нидхёгг «трупы умерших гложет». Очевидно, что «трупы умерших» дракон не смог бы найти в мире инеистых великанов, а вот в мире мертвых – вполне.
Любопытно, что в «Старшей Эдде» присутствует указание (которое Стурлусон отчего-то упускает), согласно которому дракон Нидхёгг поедает только трупы тех, кто нарушил закон – убийц, «совратителей чужих жен» и клятвопреступников. При этом этимология древнеисландского слова «Níðhǫggr» не имеет однозначно доказанной трактовки. По одной версии, оно переводится как «пожирающий трупы», по другой – «черный дракон», согласно третьей – «обитатель подземного мира».
Традиционно Нидхёгга ставят в один ряд с Ёрмунгандом и Фафниром, хотя на самом деле подобная аналогия не вполне оправдана. С Фафниром Нидхёгга объединяет лишь то, что оба они – драконы. Но Нидхёгг – дракон по рождению, а Фафнир – человек-оборотень, сын колдуна Хрейдмара. При этом Нидхёгг – хтоническое чудовище, и это объединяет его с Ёрмунгандом, который, будучи «великим змеем», не является драконом. Тем не менее, в «Младшей Эдде» Стурлусон упоминает, что с Нидхёггом в источнике Кипящий Котел живут змеи, которым «несть числа». То есть «змееподобность» образа все же очевидна.
Интересен и другой эддический эпизод, в котором говорится, что дракон Нидхёгг, обитающий под корнями Иггдрасиля, находится в постоянной вражде с орлом, что живет на вершине кроны Мирового Древа. В предыдущей статье я уже упоминал, что дракон и орел постоянно «осыпают друг друга бранными словами», но так как расстояние между ними велико, то послания от одного другому переносит белка по имени Рататоск. В контексте этого мифа очевиден диалектический принцип единства и борьбы противоположностей (Инь-Ян в восточной традиции). Нидхёгг олицетворяет «низ», орел – «верх», оба являются неотъемлемой частью структуры Иггдрасиля и пытаются противостоять друг другу, но – не напрямую, а через посредника (метафорически – человека, который подобно белке всегда мечется между противоположными желаниями).
При этом в обеих Эддах сказано, что дракон Нидхёгг неустанно подгрызает корни Иггдрасиля, тогда как красные олени обгладывает крону. То есть, по сути, все они являются разрушителями структуры, частью которой являются. Отсюда – вся сложность яркого эпического образа Нидхёгга, последнее упоминание о котором мы встречаем в 66 строфе "Прорицания Вёльвы", где сказано, что дракон переживет Рагнарёк и улетит в закат, буквально.