Со второго месяца жизни ребенок начинает потихоньку знакомиться с окружающим миром: он учится фокусировать свой взгляд, различать простые картинки, следить за движущимися предметами, слушать звуки.
Разумеется, в этом ему необходима помощь взрослых. Но не всегда мама и папа точно знают, что будет полезно и интересно малышу в том или ином возрасте. Вместо того чтобы вслепую покупать игрушки, книжки и развивающие игры, стоит познакомиться с методиками, известными уже много лет и успешно применяемыми в воспитании и развитии детей как у нас, так и за рубежом.
Система Никитиных
Данная система развивающих игр создана русскими педагогами и рассчитана на совместную игру детей и родителей. Большинство игр направлено на узнавание, достраивание и в последующем создание образов, развивает логическое и образное мышление.
Задания даются от простого к сложному и могут быть интересны детям длительное время. Здесь и необходимость повторить узор из кубиков с разноцветными гранями, и сложить геометрическую фигуру из вырезанных картинок, и разложить в порядке возрастания карточки с определенным количеством точек (от одной до десяти). Кроме имеющихся узоров и фигур родители могут придумывать свои, усложняя или упрощая задачу своему малышу.
Хит: «Создай образ». Даны кубики с разноцветными гранями (4 одноцветные грани, 2 двухцветные, разделенные на треугольники). Взрослый создает картинку (придуманную или взятую из приложенных заданий), которую ребенок должен повторить.
Суть методики: Работа с кубиками (создание одноцветных и многоцветных образов, работа с объемом), вырезанными из бумаги фигурами (составление геометрических фигур, работа в плоскости), карточками с цифрами и точками (для счета)
Возраст: С нескольких месяцев – просто игра в кубики, фигурки; с 1,5 лет (самые простые задания) и до взрослого возраста (сложные задания, самостоятельное создание образов)
Для чего: Развивает образное и логическое мышление, фантазию
Система М. Монтессори
Эта итальянский врач и педагог известна тем, что благодаря ее системе, созданной на основе огромного опыта работы с маленькими детьми, вот уже на протяжении ста лет малыши разных стран с удовольствием выполняют ее развивающие задания и упражнения. Ведь в основе ее методики лежит…удовольствие.
Нельзя заставлять – нужно заинтересовать!
Система Монтессори состоит из более сотни упражнений на определение форм, составление ряда, выбора наибольшего и наименьшего объекта.
Хит: работа с вкладышами и рамками. Дано множество геометрических фигур, вырезанных из квадратиков бумаги, и сами эти квадратики. Необходимо подобрать к фигуре-вкладышу верный квадратик-рамку, запомнить и назвать фигуру.
Суть методики: Задания на составление ряда, разбивку по парам, определение «больше-меньше», «выше-ниже», нахождение недостающего звена
Возраст: С 1 года
Для чего: Развивает логику, внимательность, сообразительность
Кубики Зайцева
В основу своей методики педагог Николай Александрович Зайцев положил принцип складового чтения и пения. Читать по складам намного проще, чем, выучив алфавит, пытаться из букв составить слова. А пропевание складов и слов способствует запоминанию больше, чем что-либо другое. Вкупе с этим кубики — это игра, в которую дети с удовольствием играют. Железные, деревянные, большие, маленькие, звенящие — кубики соответствуют складам, что очень легко запоминать маленьким детям.
Суть методики: Кубики с написанными на них складами, буквами и знаками препинания, из которых составляются слова. И склады, и слова пропеваются на определенные мотивы (приложены к игре), а также показываются на таблицах (приложены к игре)
Возраст: С нескольких месяцев – просто игра в кубики; с 2-х лет - обучение
Для чего: Обучение чтению, счету, иностранному языку
Методика Г. Домана
Американский врач Глен Доман создал свою методику для того, чтобы активизировать умственную деятельность больных детей через обучение. Традиционное обучение чтению через буквы, а после склады не подошло. Тогда был придуман метод карточек, на которых крупно писались слова целиком. И это подействовало. После подобного успеха было решено применить этот метод и в обучении чтению здоровых детей.
Хит: карточки со словами, написанными крупно красным шрифтом. В день показывается до нескольких десятков карточек.
Суть методики: Карточки с написанными красным шрифтом словами (крупными буквами), которые взрослый читает ребенку, а тот повторяет вслух и запоминает визуально
Возраст: С 2-х лет
Для чего: Обучение чтению
Вальдорфская система
Создана более ста лет назад немцем Рудольфом Штейнером и применявшаяся им в своем детском саду. Суть системы в том, что до семи лет не стоит обучать детей чтению, счету и письму – всему, что требует логического и абстрактного мышления. Дети должны познавать, чувствовать мир и жить с ним в гармонии, а для этого необходимо рисовать, слушать музыку, творить и создавать.
Хит: праздничные сказочные инсценировки, где принимают участие дети (танцы, театральные постановки).
Суть методики: Творчество и созидание – рисование, театральные постановки, занятия танцами и музыкой, игра в игрушки из натуральных материалов (глина, дерево, ткань)
Возраст: С 1-1,5 лет
Для чего: Развитие чувства прекрасного, познание мира, наслаждение детством
Эйдетика
Эйдетизм — способность ярко представлять себе вещь, котoрой нет в поле нашего восприятия. Эйдетика — наука запоминать, основанная на возможности «воспроизвести» образ, предмет. У большинства детей эйдетизм очень развит — когда они представляют предмет, они четко «видят» его перед собой, видят его цвет, ощущают запах.
Эйдетика включает в себя несколько методов: последовательных ассоциаций, объемного восприятия, запоминание движений, слов и картинок — полный спектр возможностей, которые необходимо и полезно развивать у малышей.
Хит: (на форму) поставьте на стол несколько предметов (мячики, игрушки, кубики, стакан, карандаш). Пусть ребенок назовет их и запомнит. После этого перемешайте предметы и накройте полотенцем — теперь ребенок должен по форме предмета догадаться, что это такое.
Хит: (на ассоциации) покажите малышу несколько картинок, а потом переверните «лицом вниз» — пусть ребенок последовательно назовет их. Если задание не получилось, предложите ему придумать рассказ из картинок, проговорить его вслух, и повторите задание.
И наконец, обобщенная информация по всем методикам.
Суть методики:
Наука запоминать включает:
-метод последовательных ассоциаций (на запоминание картинок, движений, слов, дат – из них строится рассказ, который проговаривается, а потом легко воспроизводится.
- метод объемного восприятия (упражнения на распознавание предметов по форме)
Возраст: С 2-х лет
Для чего: Развитие образного мышления, фантазии, внимательности, памяти.