Многие люди старшего поколения морщатся, услышав от молодежи новые непонятные словечки. Я же стараюсь понять, откуда и зачем это слово появилось. Перефразируя Раневскую, ведь если есть предмет или явление, то для него должно быть и слово. Раз появилось новое слово – значит, есть и новое явление.
Вот, например, «лайфхак». На первый взгляд, этими «лайфхаками» раньше были заполнены обороты отрывных календарей и последние страницы журналов. Только тогда это называлось «советы хозяйке». Как что-то починить, обновить, сноровисто сделать, применить обыденную вещь непривычным способом, сберечь силы, время и деньги… Зачем же понадобилось новое слово?
Изменилась сама жизнь. Раньше в почете были рачительные и умелые хозяйки, способные вести дом при тотальном недостатке всего. А сейчас обществу нужны оголтелые потребители, покупающие все новые и новые вещи. Для этого и сами вещи делаются хилыми, непригодными к ремонту, постоянно требующими обновления. Реклама и пропаганда обслуживают агрессивный маркетинг, навязывая потребительскую модель жизни. Покупай, меняй, выбрасывай старое! Сам не смей пальцем шевельнуть, вызывай на любой чих сертифицированного мастера!
Вот только даром эти вещи никто тебе не даст и никакую работу не сделает. Значит, нужны деньги, деньги, деньги. А это работа, работа, работа… Человек загоняется в бессмысленную гонку потребления.
Но голова-то на плечах у большинства пока есть! Поэтому современный человек придумывает способы эту навязанную модель жизни обмануть, найти способы продлить срок службы вещей или обойтись без новых. Для таких хитростей и появилось английское словцо life-hack, буквально «взлом жизни». По аналогии с компьютерными хакерами, которые «взламывают» программы, обходя заложенные в них запреты и добиваясь своих целей.
Так и потребитель «взламывает» требование быстренько заменить вещь на новую. В обход указаний выбросить вещь он узнает способ ее починить или заменить уже имеющейся. То, чему раньше хозяйку старались научить, современный потребитель узнает обходными путями.
Впрочем, и это маркетологи научились отлично использовать. Так уж люди устроены, что всякое полузапретное знание притягивает и обретает особую цену. Хотите использовать чьи-то находки? - Получите!
"Подружка меня научила варить картошку...", "Увидела, как соседи моют посуду...", "Секрет от приезжей, как можно экономить воду..". Эти заголовки цепляют, хотя опыт подсказывает отсутствие за ними сколь-либо значимой информации. Но так и тянет сунуть любопытный нос в чужой огород. Сунули? Прочитали про ерунду и поглядели в очередной раз на наше рекламное предложение? Молодцы! При этом к автору "секретика" никаких претензий предъявить невозможно: он же только делится информацией, но за ее качество заведомо не отвечает - мало ли, что там подружка выдумала!
Так что лайфхак от меня: поменьше обращать внимание на яркие заголовки о лайфхаках!