В прошлом году объявил наш тольяттинский художественный музей выставку "Сны как параллельная реальность" и я подумала - почему бы не поучаствовать? Тема хорошая, любое фэнтези будет к месту - а иногда, знаете, тянет на фэнтези, - не всё же рисовать одни цветочки. И как-то так загорелась, насобирала референсов, сочинила композицию, можно сказать, всю душу вложила - а мероприятие отменили. Точнее перенесли на год, а в освободившееся окно воткнули коммерческую выставку Никаса Софронова.
Выходит, всё было зря?
Но тут подоспела информация о новом проекте "Музея актуального реализма" - есть в нашем городе и такой. Каждый год этот замечательный музей проводит конкурс "Жанр в развитии", и самое замечательное в этом конкурсе то, что проходит он по-взрослому, с денежными призами. Кстати, конкурс не исключительно местный, много участников из других городов - так что, если кто-то заинтересован в участии, следите за ситуацией.
Каждый год команда музея придумывает что-нибудь новое. Пару лет назад темой был объявлен натюрморт и множество художников писали, рисовали и фотографировали натюрморты с заранее заданным набором предметов - шахматная доска, головной убор, кувшин, апельсин и белая салфетка. Я тоже приняла участие:
Сразу скажу, ни разу ничего не выиграла - наверное по работам видно, что в душе я не совсем реалист) Во всяком случае, не актуальный. Но вот дорогой супруг, художник Анчуков Дмитрий Николаевич в один из заходов оказался в числе победителей с этой картиной:
И денежная премия до сих пор греет мою душу)
Итак, я задумалась - не подать ли мою сновиденческую картину на новый конкурс "Музея актуального реализма"? Правда, обнаружилась одна проблема - темой конкурса была заявлена экология, а я совсем не думала об экологии, когда рисовала. И проскочить без объяснений тоже не получалось - по правилам, впервые требовалось приложить к произведению эссе, раскрывающее авторскую позицию по заданному вопросу.
Однако нет ничего невозможного для человека с интеллектом и эссе я, конечно же, написала:
Эссе
Экологическую тему привычно видеть отражённой в плакатах и произведениях современного искусства. Основная идея такого творчества обыгрывается самым изобретательным образом, но сводится обычно к простому тезису: природа это хорошо, а влияние промышленной цивилизации на планету – плохо.
Однако иногда у художника возникает желание отойти от «шершавого языка плаката» и обратиться к другому уровню смыслов, к языку ассоциаций, символов и метафор, которые взаимодействуют в культурном поле. Искусство может работать не только с фактами, но и с бесчисленными образами человеческого сознания и коллективного бессознательного. И оказывается, что каждое живое существо обладает тысячью лиц и тысячью значений.
Так, яркие маки говорят нам не только о красоте цветов, но и о сне, иллюзиях и забвении.
Ангел сновидений словно уводит из привычного мира в области фантазий, предчувствий и тревог о хрупкости всего существующего.
Плод граната радует глаз, но напоминает о каплях крови, о Персефоне, отведавшей дар подземного мира и оставшейся в царстве смерти.
Птица, покинувшая клетку – это символ свободы, но птица эта ворон, предвестник несчастий и спутник катастроф. Однако вот эпизод настоящей культурной катастрофы, пожар легендарного собора – и чёрные птицы всего лишь бедные испуганные жертвы, потерявшие свой сгоревший вместе с крышей дом.
За кругом тёплого домашнего света, за окном синеет лес – колыбель европейской цивилизации и вместе с тем источник первобытных страхов. То, что прежде чужой и пугающий лес стал хрупким и нуждающимся в заботе, человеку надо ещё осмыслить. Да и сама жизнь человека хрупка, словно жизнь мотылька (не зря ещё со времён античности бабочка является символом души) – и вместе с тем она создана для вечности, как говорится в некоторых старых книгах.
Может возникнуть вопрос – как сбережёт природу это блуждание в переплетениях визуальных образов, этот символический ребус? Картина - всего лишь высказывание в поле культурного пространства – но, когда мы работаем над расширением этого поля, слабеют позиции его противоположности - идеологии демонстративного потребления, которое истощает ресурсы планеты и уродует души её обитателей.
По моему, так и неплохо вышло.
Во всяком случае, мы с картиной вошли в число лауреатов. Но в призёры, конечно же, не попали: http://armuseum.ru/events/we-declare-results-of-competition-genre-in-2019/
Чтобы было понятно почему и как выгладит актуальный реализм, который нужен организаторам, покажу работу-победительницу:
И если вы пишете что-то похожее, вам есть смысл следить за проектами музея: http://armuseum.ru
А если хотите узнать больше о разных интересных художественных конкурсах, есть смысл следить за моим каналом и подписаться на него прямо сейчас)