Личностью не рождаются. И личность - это больно, точнее, это опыт преодоления боли.
Слово "личность" настолько общеупотребительно, что не вызывает вопросов. А жаль. Что такое личность? Это следствие того, как человек прожил историю своего развития от рождения до сего дня. Обращу внимание на 2 момента (а их много больше). Первое: личностью не рождаются. Второе: личность - это больно.
Личностью не рождаются. Любой психолог с хорошим образованием это знает. Это знает любой думающий человек, имеющий возможность наблюдать за развитием и взрослением ребёнка, желательно не одного. Откуда тогда повсеместные утверждения "продвинутых" мамочек: "Он же личность!" по отношению к 2-3 летнему малышу? И даже в 5 лет, и в 6 лет можно говорить об индивидуальности, о характере и темпераменте ребенка, но личности говорить ещё рано, она ещё только формируется.
Но возглашая: "Он же личность!", эти мамы требуют от окружающих особого отношения (потакания) к ребёнку и не позволяют никому, в том числе и отцу, его воспитывать. Они стремятся уберечь ребёнка от любой душевной боли, а ведь именно опыт преодоления боли является условием формирования сильной личности.
Есть объяснение, почему мамы стараются уберечь ребенка от малейшего дискомфорта, не подозревая при этом, что вредят ему. Они проецируют на него нуждающуюся часть самой себя. И тотально потакая ребенку (и развращая его тем самым) они удовлетворяют какую-то собственную детскую потребность.
Личность - это больно. То есть, процесс формирования личности сопровождается преодолением боли. Боль травмы рождения, боль младенческих дискомфортов и беспомощности, боль вхождения маленького человека в мир символов и законов, по которым живут люди, боль от расставания с иллюзиями по поводу устройства мира и людей...
И это нормально. Хорошее воспитание учитывает это и помогает ребёнку на этом пути. А не помещает его в оранжерею семейного уютного изолятора, где сведена к минимуму любая возможность напрягаться. Качественный скачок в развитии - переход на новый уровень - возможен через преодоление противоречия, кризиса. И это больно. А их на протяжение первых детских лет несколько. И "укутывая" ребёнка непроходимой пеленой комфорта, мы тормозим его личностное развитие. И, став взрослым, такой человек будет очень ограничен, так как будет ожидать, что окружающий мир должен относиться к нему столь же трепетно, как его раннее окружение.
Личностью становится тот, кто приобретает человеческий опыт преодоления боли, прежде всего, боли душевной. И в конечном итоге, он становится способным сострадать себе подобным.
Смотрите также "Как не нужно хвалить ребенка?"
Автор: психолог Татьяна Пашковская
Пишите, звоните!
+7 911 931 3739, aidos_2002@mail.ru