Найти тему
Moscow Meltdown

Ретроспектива: MARILLION - Script For A Jester's Tear (1983)

Как мы все помним, первый сингл Marillion, "Market Square Heroes", стал настоящим хитом (по крайней мере по стандартам классического прогрессивного рока), и музыканты получили карт-бланш на запись полноформатного альбома. EMI видели определённый потенциал в группе, а когда продюсер коллектива Дэвид Хитчкок попал в автокатастрофу и не смог дальше работать с Marillion, они были вдвойне рады, так как увидели в этом шанс склонить музыкантов в сторону более коммерческого саунда. Лейбл подсунул группе своего собственного продюсера, Ника Таубера, который уже успел сделать себе имя работой с нью-уэйв-коллективами вроде Toyah. Только вот не тут-то было! - вышедший в 1983 году "Script For A Jester's Tear" явился настоящим ренессансом прогрессивного рока, который не только эффективно использовал начинания семидесятых, но и освежил жанр новыми элементами, более актуальными для того времени.

Как и в случае с такими песнями как "Grendel", первый альбом группы базировался на раннем звучании Genesis, - как структуры песен, так и вокальная подача - всё это напоминало слушателю о таких легендарных альбомах как "Nursery Cryme" и "Selling England By The Pound". Особенно хочется отметить вокальную подачу Фиша, которая буквально продолжала традиции эмоционального исполнения Питера Гэбриэла, а также клавишные партии Марка Келли, вдохновлённые игрой Тони Бэнкса. Но только стоит учесть, что даже если я и провожу такие параллели, то это отнюдь не значит, что я считаю Marillion плагиаторами. Не будем забудь, то любой новый музыкальный феномен в любом случае базируется на чём-то старом, - и это распространяется на все сферы человеческой культуры и искусства. А если учесть, что, с течением времени, Marillion вообще превратились в абсолютно уникальный и ни-с-чем-не-сравнимый музыкальный феномен, то их ранняя похожесть на Genesis вообще не имеет особого значения. Тем более, что "Script For A Jester's Tear" имел очень много выразительных и абсолютно самобытных черт, которые выделяли Marillion на общем фоне тогдашних прогрессивщиков.

Начать стоит с самого очевидного - с невероятной эмоциональности и даже исступлённости, которая стала одной из основных фишек коллектива на протяжении десятилетий. Как музыка, так и вокал Фиша проецируют на слушателя целый спектр сложных и противоречивых эмоций, которые коррелируют с нашим собственным внутренним миром и, как следствие, раскрывают перед нам музыку Marillion в новом свете. Парадокс, но множество песен на альбоме звучит агрессивно и вызывающе, будто бы впитав в себя протестный дух панка. Вместе с этим другие треки, наоборот, оказываются трагичными и томительными, заглядывая в самые тёмные и депрессивные уголки человеческого сознания. Иногда же эти эмоции удивительным образом переплетаются, как это заметно, к примеру, на "He Knows You Know", где Фиш то срывается на злобный речитатив, то принимает на себя образ трагичного шута - одинокого и отринутого обществом. Тема "лишнего человека" вообще очень актуальна для творчества группы, как старого, так и нового, - мы ещё не раз будем к ней возвращаться на будущих альбомах Marillion.

Конечно же, местной музыкальной жемчужиной является заглавная песня, настолько драматичная и театральная, что с каждым новым прослушиванием в ней можно находить что-то новое и доселе спрятанное от слуха. В музыкальном же плане это очень сложная и закрученная композиция, постоянно нагнетающая обстановку и завораживающая слушателя с самой первой секунды прослушивания. Не удивлюсь, что одного лишь этого эпика хватило для того, чтобы возродить прогрессивный рок из забвения, в котором тот пребывал последние лет пять. Не будем забывать, что пока Marillion чуть ли не единолично перестраивали один из самых интересных и благородных жанров в роке, группы вроде Genesis и Yes подались в коммерческое звучание, исполняя самый что ни на есть поп-рок - с обилием клавишных и слащавыми мелодиями.

Нельзя не выделить также замечательный трек "Garden Party", чья лирика пародирует элитаризм и снобизм, которые в течение долгого времени являлись чем-то вроде отличительных черт высшего класса английского общества. Стоит отметить, что в этом выразительном и эмоциональном эпике чуть ли не впервые за весь английский прогрессив засветилось матерное слово ("I'm punting / I'm beagling / I'm wining / Reclining / I'm rucking / I'm fucking / (So welcome) It's a party!") - ещё одно доказательство того, что на заре своей карьеры Marillion были очень даже провокационной группой. Правда в радиоверсии трека лирика была изменена на "I'm miming" - обидно, согласен.

Кстати, к вопросу о лирике: в то время как музыка на альбоме была написана всеми участниками Marillion в равной степени, лирика является творением их вокалиста Фиша. Ну, по крайней мере, так считалось до 21 века, когда выяснилось, что некоторые тексты песен были написаны им в соавторстве с двумя участниками группы, которые покинули коллектив ещё до записи первого сингла. Да, нет ничего удивительного, что Дерек Дик активно присваивал себе чужие заслуги - он хоть и чрезвычайно талантливый вокалист и шоумен, но в будущем мы ещё сможем убедиться, что его эго и чувство самомнения не знают границ.

"Script For A Jester's Tear" - альбом, несомненно, уникальный и феноменальный. Мало того, что он является краеугольным камнем прогрессивного рока восьмидесятых, который возродил жанр из долгого и беспробудного сна, так ещё он оказался по-настоящему хитовым, а также чрезвычайно актуальным для своего времени. Глубокая эмоциональность и протестная агрессия пластинки резонировала с молодым европейским поколением и, как следствие, популярность Marillion нарастала как снежный ком...