Найти тему
Игумен Евмений

- Что такое "теплохладность"?

- Как-то раз, читая св. отцов, я столкнулся с таким понятием как "теплохладность". Вы встречали такое слово? Когда прочитал определение автора, понял, что это про меня. По началу я ужаснулся и испугался. Позднее "охлаждение" прогрессировало. Сейчас я, вглядываясь в свою жизнь вижу, что оставляю я Бога. Осознание этого пугает, но я ничего не делаю для восстановления и сближения с Богом. Редко общаюсь с Ним, мало хожу в храм, не читаю вечернего и утреннего правил. Холодно, но есть одно, что согревает, я знаю, что Он есть. Но знать и делать - крайне разные вещи.

- "Горячность веры" люди часто путают с религиозной активностью. А это совсем разные вещи. То, что Вы называете "охлаждением" скорее всего является выравниванием интенсивности жизни, период воодушевления сменяется спокойным, созерцательным временем. Бог перестает быть "тем, Кто требует религиозной активности", Бог воспринимается как норма жизни, как солнечные лучи, как воздух. Сама жизнь (то есть Бог, в конечном итоге) поддерживает нас и снижает интенсивность внешней религиозности в пользу себя самой.

Идея Бога в нас более не нуждается в том, чтобы мы ее "подогревали" религиозной активностью. Мы осознаем, что из Него мы проистекаем в этот мир и в то же время Он неотделен от мира и от нас самих,

На этом этапе через сердце естественным образом определяется, насколько и в каком количестве НАС поддержат молитвы, исповедь, причастие. Со временем уходит необходимость во внешних символах причастности к Духовному Измерению Жизни, в посредничестве слов и внешних служений. Это всемя духовного взросления, просто жизни, просто доверия, просто сердечности и открытости к этому миру и к каждому человеку.

Оставить Бога невозможно, как невозможно перестать дышать, пока мы находимся в этом теле. Оставляются "детские формы" взаимодействия с Богом (хотя душа иногда тоскует по ним, как по утратившим значение и ценность игрушкам, "детство-детство, ты куда ушло..."), им на смену приходит честность с собой, слышание своего сердца, своей глубины, что, по сути и является жизнью в Боге, верностью Ему, реальным проживанием Бога в повседневности.

(из личной переписки)