На дальних берегах. СССР, 1958. Режиссер Тофик Таги-заде. Сценаристы Имран Касумов, Гасан Сеидбейли (по собственной одноименной повести). Актеры: Нодар Шашик-оглы, Юрий Боголюбов, Агния Елекоева, Алескер Гаджи Алекперов, Лев Бордуков, Андрей Файт, Григорий Шпигель, Николай Боголюбов и др. 27,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Тофик Таги-заде (1919-1998) поставил 14 полнометражных игровых кинолент, но только одна из них – остросюжетная история о героическом советском диверсанте (имеющая реальную историческую основу), действующем в 1944 году в Триесте, - «На дальних берегах» - вошла в тысячу самых кассовых фильмов СССР.
Я люблю Триест с его австрийским стилем центральных улиц, шикарной площадью с великолепным видом на море, романтичным каналом и старинным кафе, где любил пил крепкий кофе знаменитый писатель Дж. Джойс…
Итальянцы давно уже облюбовали Триест как идеальное место действие как таинственных детективов («Любовь и вендетта», «Красная дверь»), так и жизнерадостных комедий («Давай поженимся»).
И прогуливаясь по триестским улицам, я с удовольствием узнавал знакомые по фильмам места…
Насколько мне известно «На дальних берегах» - единственный советский игровой фильм, действие которого происходит в Триесте.
В год выхода на экран фильм Тофика Таги-заде воспринимался в общем контексте тогдашних лент «про разведчиков в тылу врага» («Подвиг разведчика», «Секретная миссия», «Вдали от Родины» и др.).
Об этом говорят и окрашенные ностальгией восторженные отклики многих сегодняшних зрителей («Книга и фильм "На дальних берегах"- любимые воспоминания детства и юности. Образ разведчика воспитывал лучшие качества у мальчишек. Главное любовь и преданность Родине» (Н. Маркелов). «И над книгой, и на фильме рыдала и долго не могла успокоиться - так эти вещи меня потрясли. И это при моем стойком характере. Легенда, правда и шедевр» (Ирина К.).«Это самый лучший фильм о войне, даже лучше, чем "Отец солдата", "Звезда", "А зори здесь тихие". Фильм на века» (Бернардо).
Но XXI век принес и постмодернистскую трактовку этого фильма. К примеру, Moskovitza считает, что «пионерская нацисплуатационная картина Таги-заде превратила гитлеровскую униформу в фетиш… Именно вокруг использования униформы в картине развернулась характерная для фетиша - как застывшего, задержанного образа – зрительская дискуссия: невесть откуда взявшиеся ревнители чистоты «холодного стиля» пеняли создателям фильма за лишние знаки различия на петлицах эсэсовских мундиров и неуместные отвороты на кителях сухопутных офицеров. И не случайно именно мазохистский фетиш - полоска кожи между краем платья и резинкой чулка, которую так небрежно и продуманно оголяет верная помощница Михайло, партизанская связная Анжелика (восходящая звезда нацисплотейшн Агния Елекоева) - стал главным символом картины и нацисплуатационного жанра в целом. … Анжелика – женщина-палач, показывающая своим жертвам резинку чулка как «последний объект»… Но зритель знает – это Анжелика пытает гестаповцев неотвратимостью Смерти» (Moskovitza, 2011). Moskovitza. Моя 10-ка шедевров нацисплуатации» (Moskovitza, 2011).2.08.2011.https://moskovitza.livejournal.com/39580.html
В любом случае «На дальних берегах» и сегодня весьма интересный объект для культурологического исследования стереотипов шпионско-нацистской тематики в мировом кинематографе…
Александр Федоров, 2020
P.S. Моя статья о мистическом детективе "Красная дверь", снятом в Триесте, здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/krasnaia-dver-2017-i-praktikantka-2016-5dbaba78027a1500afd40643
Моя статья о фильме "Любовь и вендетта", где действие романа "Граф Монте-Кристо" перенесено в современный Триест, здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/liubov-i-vendetta--un-amore-e-una-vendetta-2011-5e21576e43fdc000ad644539