Современные танки имеют не просто броню, а композитные материалы для повышения характеристик при минимальном весе, динамическую защиту, а некоторые даже активную защиту и системы, которые так же активно влияют на атаки противника. Но для успешного поражения, снаряд должен пройти через внутренние компоненты, нанося повреждения и с целью снижения урона используют – топливные баки….
Зачем?
Как многие знают, взрывается не жидкое топливо, а его пары. Это особенность учитывается при размещении баков за лобовой бронёй. В первую очередь расходуются кормовые топливные баки, а лишь потом лобовые, если до них вообще доходит очередь. Этого стараются избегать. Кроме того, вместо горючего, в бак могут заправлять ГСМ для обслуживания агрегатов.
Чтобы вы понимали, практически любой танк имеет баки за лобовой бронёй и машины СССР здесь не рекордсмены… Баки за лобовой бронёй корпуса есть у Leopard 2, AMX-56, Type 99, Challenger 2, Merkava всех версий и даже M1 Abrams. Что самое интересное – американский танк рекордсмен по объёму ёмкостей для керосина по бокам от места водителя.
Как защищают от пожара?
Если баки не взорвутся, то как минимум загорятся, не в зависимости от боеприпаса, пробившего броню. В этом отношении всё предельно понятно, но как же защитить боевую машину? Один из давно изобретённых способов – автоматическая система пожаротушения. Её изобрели ещё во Вторую Мировую, а основывалась она на механическом датчике, при срабатывании которого предустановленные огнетушители гасили очаг возгорания. Сейчас система проще и использует более продвинутые термодатчики.
Ещё один способ заимствовали в авиации – протектированные топливные баки. Такие баки имеют самозатягивающуюся резину, которая стягивается к пробоине благодаря физическим свойствам. Ещё один метод – баки с впитывающими губками или пеной, которая устойчива к воспламенениям как пенопласт. Если бак не пробит со стороны боевого отделения, то возгорание не страшно.
Специфика и недостатки.
Начнём с того, что сама по себе защита из топливных баков звучит «так себе», а зная пару особенностей, тем более. Танк окутан топливной системой вдоль бортов корпуса и возгорание одного из баков может привести к воспламенению всей системы. Иными словами, защита протектированных баков может помочь лишь в кратковременно перспективе, дав экипажу возможность покинуть машину.
Так же, нельзя исключать вероятность взрыва. Как уже было написано выше, лобовые топливные баки расходуются самыми последними, но если танк давно не заправлялся, то не исключена возможность взрыва бака с печальными последствиями. Думаю о сочетании баков и снарядов, коим обладают многие машины, говорить не придётся….
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.