Два многоцелевых транспортёра-тягача лёгкого бронирования из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, «Объект 6») — советская боевая машина, многоцелевой плавающий бронетранспортёр (БТР).
В эксплуатации с 1964 года и до сих пор.
МТ-ЛБ был разработан в Харькове, как функциональный наследник лёгкого артиллерийского тягача АТ-Л (стоит рядом).
Для соответствия "противоатомной" концепции новой машине требовался закрытый корпус.
Для работы на передовой он должен был быть бронированным.
Кроме того, увеличившаяся масса буксируемых орудий потребовала большей мощности и тяги.
А для общей мобильности - машина должна была самостоятельно плавать.
МТ-ЛБ оказался очень удачным образцом, который, помимо основного функционала транспортёра-тягача, использовался как шасси для различных специальных машин.
Например, в Туле у Музея Оружия я видел РЛС СНАР-10 "Леопард", а в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга машину 9П149 "Штурм-С" на базе МТ-ЛБ.
Но настоящим развитием идеи бронированного шасси-носителя на платформе МТ-ЛБ стал транспортёр МТ-ЛБу (Объект 10).
Перекомпонованный МТ-ЛБ, у которого была увеличена высота бронекорпуса, за счёт чего трансмиссия переехала под пол отделения управления.
Длину корпуса так же увеличили на 810 мм
При этом у машины добавился ещё один опорный каток.
В результате получился объёмный бронированный вездеходный плавающий "вагон".
На базе МТ-ЛБу было построено несколько десятков различных специальных машин.
Командно-штабные, машины управления, машины связи, РЭП, РЛС и т.п.
Мне встречались РЛС АРК-1 "Рысь" в Туле и РЭП Р-330П "Пирамида" в Краснодаре.
Хорошо видно, что внутренний объём машины разделён на три функциональные части.
Впереди отделение управления с люками и приборами наблюдения.
В центре - моторный отсек, выхлопная система которого выведена на крышу.
А в задней части машины - аппаратный отсек.
Именно здесь находилась полезная нагрузка.
У этого экземпляра башня отсутствует, проём погона открыт.
Судя по расположению люков, предполагавшейся башне и большому ящику для стояночного генератора на задней стенке - это одна из машин комплекса средств автоматизации управления огнём (КСАУО) 1В12 «Машина-C».
Существует несколько десятков вариантов подобных комплексов для командиров батареи, старших офицеров и начальников штабов дивизионов самоходных орудий и миномётов 2С1, 2С3, 2С4, 2С5, 2С7 и других.
Машины старших офицеров имеют индекс 1В13(+ модификации), командиров батареи - 1В14, командиров дивизиона - 1В15, КШМ дивизиона - 1В16.
Впрочем, этот конкретный транспортёр мог быть и совсем другой машиной.
МТ-ЛБушка настолько ободрана, что сложно понять, чем она раньше была.
Оборудование, находившееся в машине полностью утрачено.
Остались только элементы, которые сложно отвернуть или оторвать.
Рядом с МТ-ЛБшками стоят два типа ЗРК, пусковая Града и два корабельных бомбомёта.
Но об этих экспонатах Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея я расскажу в следующий раз.