Найти тему
ru-memorials

Многоцелевые транспортёры (Ленино)

Два многоцелевых транспортёра-тягача лёгкого бронирования из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, «Объект 6») — советская боевая машина, многоцелевой плавающий бронетранспортёр (БТР).
В эксплуатации с 1964 года и до сих пор.

-2

МТ-ЛБ был разработан в Харькове, как функциональный наследник лёгкого артиллерийского тягача АТ-Л (стоит рядом).
Для соответствия "противоатомной" концепции новой машине требовался закрытый корпус.
Для работы на передовой он должен был быть бронированным.
Кроме того, увеличившаяся масса буксируемых орудий потребовала большей мощности и тяги.
А для общей мобильности - машина должна была самостоятельно плавать.

-3

МТ-ЛБ оказался очень удачным образцом, который, помимо основного функционала транспортёра-тягача, использовался как шасси для различных специальных машин.

Например, в Туле у Музея Оружия я видел РЛС СНАР-10 "Леопард", а в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга машину 9П149 "Штурм-С" на базе МТ-ЛБ.

СНАР-10 "Леопард", Тула
СНАР-10 "Леопард", Тула

Но настоящим развитием идеи бронированного шасси-носителя на платформе МТ-ЛБ стал транспортёр МТ-ЛБу (Объект 10).

Перекомпонованный МТ-ЛБ, у которого была увеличена высота бронекорпуса, за счёт чего трансмиссия переехала под пол отделения управления.

Длину корпуса так же увеличили на 810 мм

При этом у машины добавился ещё один опорный каток.

В результате получился объёмный бронированный вездеходный плавающий "вагон".

-5

На базе МТ-ЛБу было построено несколько десятков различных специальных машин.

Командно-штабные, машины управления, машины связи, РЭП, РЛС и т.п.

-6

Мне встречались РЛС АРК-1 "Рысь" в Туле и РЭП Р-330П "Пирамида" в Краснодаре.

РЛС АРК-1 "Рысь", Тула
РЛС АРК-1 "Рысь", Тула

Хорошо видно, что внутренний объём машины разделён на три функциональные части.
Впереди отделение управления с люками и приборами наблюдения.
В центре - моторный отсек, выхлопная система которого выведена на крышу.

-8

А в задней части машины - аппаратный отсек.
Именно здесь находилась полезная нагрузка.
У этого экземпляра башня отсутствует, проём погона открыт.

-9

Судя по расположению люков, предполагавшейся башне и большому ящику для стояночного генератора на задней стенке - это одна из машин комплекса средств автоматизации управления огнём (КСАУО) 1В12 «Машина-C».

-10

Существует несколько десятков вариантов подобных комплексов для командиров батареи, старших офицеров и начальников штабов дивизионов самоходных орудий и миномётов 2С1, 2С3, 2С4, 2С5, 2С7 и других.

Машины старших офицеров имеют индекс 1В13(+ модификации), командиров батареи - 1В14, командиров дивизиона - 1В15, КШМ дивизиона - 1В16.

Впрочем, этот конкретный транспортёр мог быть и совсем другой машиной.

МТ-ЛБушка настолько ободрана, что сложно понять, чем она раньше была.

-11

Оборудование, находившееся в машине полностью утрачено.

Остались только элементы, которые сложно отвернуть или оторвать.

-12

Рядом с МТ-ЛБшками стоят два типа ЗРК, пусковая Града и два корабельных бомбомёта.
Но об этих экспонатах
Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея я расскажу в следующий раз.