Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Весна на Заречной улице" (СССР, 1956): мнения киноведов

Весна на Заречной улице. СССР, 1956. Режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев. Сценарист Феликс Миронер. Актеры: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев, Валентина Пугачёва, Геннадий Юхтин, Римма Шорохова, Николай Ключнев, Марина Гаврилко, Юрий Белов и др. 30,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Оба режиссера этой оттепельной мелодрамы давно уже вошли в историю советского киноискусства, хотя в итоге по разным причинам им удалось поставить совсем немного фильмов.

-3

Режиссер и сценарист Феликс Миронер (1927-1980) поставил всего три фильма, два из которых («Весна на Заречной улице» и «Увольнение на берег») вошли в тысячу самых кассовых кинолент СССР.

Режиссер Марлен Хуциев (1925-2019) поставил восемь игровых полнометражных картин, две из которых («Весна на Заречной улице» и «Два Федора») тоже вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

-4

Киновед Иван Корниенко (1910-1975) в своей книге хорошо отразил то, как советская кинокритика в целом воспринимала «оттепельность» «Весны на Заречной улице», подчеркивая, что «созидательный труд воспет здесь без ложного пафоса, цветистых фраз — через восхищение человека, впервые осознавшего его красоту и мощь. Таким же методом решен фильм в целом: авторы показывают необыкновенное в обыкновенном, всматриваясь в жизнь свежим, острым, заинтересованным, хозяйским взглядом, отбрасывая штампы, готовые решения. Это был важный, принципиальный шаг вперед» (Корниенко, 1975: 168). Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. М.: Искусство, 1975. 240 с.

-5

В первый постсоветский год для киноведа Любови Герасимовой в «Весне на Заречной улице» наибольший интерес вызвали гендерные проблемы и чувственные переживания персонажей (Герасимова, 1992: 18-20). Герасимова Л. Интонация // Искусство кино. 1992. № 4. С. 18-20).

-6

Кинокритики и киноведы пишут о «Весне на Заречной улице» и сегодня, в XXI веке.

К примеру, кинокритик Сергей Кудрявцев убежден, что «можно рассматривать "Весну на Заречной улице" как историю между двумя рабочими сменами: герой погружается в быт, частную жизнь, где, как металл, проверяется на прочность. Интересно, что почти до конца фильма Саша Савченко известен нам лишь с этой стороны. Зритель оказывается в положении Тани Левченко, знающем о нём, как о передовом сталеваре, только понаслышке, и может кое-что не разглядеть в его характере, будто разделённом на две ипостаси. Вышедший с завода Савченко - уже не тот, кто стоял у доменной печи. Первый - Саша, каким он себе кажется, второй - кто есть на самом деле. И лишь в финале обретает цельность, будто сняв, наконец, маску со своего лица» (Кудрявцев, 20026). Кудрявцев С. «Весна на Заречной улице». 30.10.2006. https://kinanet.livejournal.com/188240.html

-7

В отличие от Сергея Кудрявцева американский киновед Денис Янгблад полагает, что «самая очевидная и важная тема в фильме — классовые различия в советском обществе и возникающие на их фоне конфликты. Это был мотив целого ряда оттепельных мелодрам, но ни одна из них не подходила к этому чувствительному и идеологически взрывоопасному вопросу более откровенно, чем «Весна на Заречной улице». Реанимация увядающей идеологии, особенно для молодых людей, была постоянной заботой советского руководства после смерти Сталина. Таким образом, важная функция этого фильма состоит еще и в том, чтобы указать труженикам и труженицам достойное место в социалистическом обществе. … «Весна на Заречной улице» действительно стала знаком наступления весны и отказа от помпезности и фальши сталинистских киносказок. Фильм Миронера и Хуциева создал новый тип иллюзорного мира — мира, находящегося во власти зрителей, а не за пределами достижимого» (Янгблад, 2012: 175-176,178). Янгблад Д. «Весна на Заречной улице» // Ноев ковчег русского кино: от «Стеньки Разина» до «Стиляг». М.: Глобус-Пресс, 2012. С. 175-179.

Итак, это были мнения киноведов.

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020

P.S. Кстати, как-то мне довелось поговорить с Марленом Мартыновичем Хуциевым о колоризированной версии "Весны на Заречной улице", и он сказал мне, что, если бы ему с Ф. Миронером тогда, в 1950-х, дали цветную пленку, он снял бы свою картину в цвете. Вот почему он лично участвовал в процессе колоризации своего фильма и остался доволен результатом.