Найти тему

Как создать положительный эмоциональный настрой на занятия для преодоления речевых нарушений

Для младших школьников с нарушениями речи обучение в школе – сложный, напряжённый процесс. Эти дети испытывают повышенные нагрузки. Ведь нужно усвоить общеобразовательную программу, которая предъявляет высокие требования, а речевые нарушения создают дополнительные препятствия. Чтобы преодолеть нарушения устной и письменной речи недостаточно только занятий с логопедом. На родителей ложится большая кропотливая работа, организованная вне логопедических занятий, для достижения положительных результатов.
Родителям необходимо помнить, что положительный эмоциональный настрой во время занятий - необходимое условие нервно - психического здоровья ребенка, улучшает работоспособность, повышает интерес к занятиям.
Что же может способствовать этому?
1. Вы сами должны верить в то, что возникшие у ребенка трудности вполне преодолимы и ваша уверенность передастся ему.
2. Создайте на занятии доброжелательную обстановку. Тон общения с ребенком должен быть бодрым.
3. Необходимо заинтересовать ребенка в правильности выполнения заданий, у него должно быть желание «писать без ошибок».
У ребенка, занимающегося по принуждению или с угрозами, создается негативное отношении к занятиям, что приведет к снижению динамики или ее отсутствию.
4. Прежде чем ругать ребенка за ошибки, считая их из-за упрямства, лени, безразличности, невнимательности ребенка, задумайтесь над тем, что он все равно глубоко переживает свои школьные неудачи. А может именно из-за них у него появляется нежелание заниматься? Если с вашей стороны он слышит бесконечные упреки, назидания, а на уроках из-за ошибок он не может получить положительной оценки, то у него будет формироваться только отрицательное: «вредный», «лентяй», «безразличный», «упрямый».
5. Начните все с «чистого листа». Настройте себя и ребенка на спокойную работу. Вспомните слова из басни «Забудем прошлое, уставим общий лад!», по-доброму поговорите с ребенком. Ребенок должен понимать, что вы его помощь и поддержка.
6. Спокойно реагируйте на ошибки ребёнка. Своим примером вы научите его правильно относиться к неудачам и положительно настроиться на занятия. К чему могут привести негативные эмоциональные высказывания в сторону ребёнка по поводу его ошибок? Ребенок также начитает бурно реагировать, настроение портится, появляются негативные поведенческие проявления, пропадает желание двигаться дальше и добиваться хорошего результата. Конечно же, не стоит оставлять ошибки без внимания, ведь наша цель научить ребёнка обращать внимание на свою речь, уметь исправиться. Делайте работу над ошибками в доброжелательной и спокойной форме.
7. Не забывайте хвалить ребенка. Хвалить нужно за конкретные успехи. Например: «Молодец, ты был очень внимательным и выполнил это упражнение самостоятельно и без ошибок», «Молодец, ты смог сам найти и исправить, допущенные ошибки!» и т.п.
сохраняйте работы ребенка, чтобы показать ему его результаты: «Ты уже не допускаешь ошибок на это правило», «Ты меньше стал пропускать букв», и т.п. Это формирует положительный настрой и желание совершенствоваться. Отмечайте даже незначительные успехи. Вашим одобрением, похвалой может быть не только ваши слова, но и ваша улыбка, добрый взгляд, дружеский жест и т.п.
8. Ребёнок дома совсем не хочет заниматься! Это очень частая жалоба родителей. Заставляя ребенка заниматься, можно добиться отрицательного результата. Подумайте, как лучше заинтересовать его.
Постарайтесь объяснить ребенку для чего нужно ежедневно выполнять и повторять задания логопеда:
⎯ логопедические занятия так же, как и учеба – это его ежедневные обязательные действия;
⎯ положительный результат занятий влияет на успеваемость в школе, уменьшение количества ошибок на уроках;
⎯ эти трудности временные и преодолев их не нужно будет выполнять подобных заданий, ведь ребенок научиться контролировать себя и не допускать подобных ошибок.
9. Отнеситесь с пониманием и не злитесь, если ребёнок ведёт себя не так, как вам хочется. Отвлекаемость, качание на стуле – признаки усталости. Помните, что дома самостоятельные занятия, по заданию логопеда или выполнение домашних заданий должны быть организованы. Ребенок должен понимать и соблюдать свой режим, время и продолжительность занятий, через какое время ему нужно отдохнуть, какая продолжительность отдыха и, что после него ему нужно выполнить оставшиеся задания.
Создание положительного эмоционального настроя в первую очередь требует от взрослого больших усилий, но как результат этого мы учим детей доброте, умению общаться. Дети легко входят в занятие, их деятельность становится продуктивнее, и они добиваются лучших результатов.