С 9 февраля российские СМИ и блогеры, а заодно с ними, видимо, представители иностранных государств, следили за перемещениями краново-монтажного трубоукладочного судна "Академик Черский". Выйдя с Находкинского судоремонтного завода, "Академик" постоянно менял данные о пункте назначения. 83-дневный вояж завершился в начале мая прибытием в порт приписки – Калининград.
В сети достаточно теорий и рассуждений о возможностях и перспективах единственного российского трубоукладчика с динамической системой позиционирования, поэтому хотелось бы в этой статье остановиться исключительно на открытых фактах.
По данным администрации морских портов Приморского края, #судно вышло из порта Находка 9 февраля 2020 года. В качестве пункта назначения был изначально указан Калининград. В автоматической идентификационной системе судна (AIS) был забит Сингапур. Затем пункт назначения постоянно менялся. Дошло до того, что на входе в Балтийское море в качестве пункта назначения в AIS стояла Находка.
Из Азии в Европу судно шло не по кратчайшему маршруту через Суэцкий канал, а огибая Африку. В пути "Академика Черского" сопровождали боевые #корабли и суда вспомогательного флота ВМФ РФ.
В 23 часа 2 мая 2020 года "Академик Черский" стал на якорную стоянку №68 в морском порту Калининград.
О возможности использовать судно "Академик Черский" для достройки #газопровода "Северный поток – 2" после введения против проекта санкций США сообщил в декабре 2019 года министр энергетики РФ Александр Новак. При этом судну требовалась дополнительная подготовка.
Изначально транспортное судно Jascon 18 (под этим именем трубоукладчик был построен в Сингапуре в 2011 году и реконструирован в Китае в 2015 году) покупалось компанией "Газпром флот" для реализации Восточной газовой программы "Газпрома" на Киринском участке (входит в проект "Сахалин – 3").
По данным корпоративного издания "Газпром флота", крановое трубоукладочное судно длиной 150 м с системой динамического позиционирования класса 3 предназначено для укладки трубопроводов от 6 до 60 дюймов. Для этого судно оснащено трубоукладочной линией и стрингером.
В 2019 году судно прошло первый этап подготовки для работы на Киринском газоконденсатном месторождении и успешно выполнило ряд задач. Так, "Академик Черский" участвовал в текущем ремонте подводного добычного комплекса Киринского ГКМ и проверке работоспособности оборудования после установки. На Южно-Киринском #месторождении судно использовалось для восстановления защитной конструкции фонтанной арматуры одной из скважин. На 2020 год был запланирован второй этап модернизации, после чего судно должно было приступить к выполнению прямого предназначения – освоению морских месторождений Сахалина.
5 февраля 2020 года были подведены итоги конкурса на дооснащение судна оборудованием для сварки, автоматического ультразвукового контроля, изоляции стыков трубопроводов и монтажа оконечных устройств. Название компании-победителя не раскрывается.
С 19 февраля 2020 года "Газпром флот" ищет подрядчика на страхование строительно-монтажных работ при дооснащении судна новым оборудованием. Срок подачи заявок на участие в процедуре постоянно продлевается.
Для участия в завершении строительства газопровода "Северный поток – 2" судну "Академик Черский" предстоит пройти дооснащение и получить разрешение властей Дании. Причём на судно должно устанавливаться иное оборудование, чем для работы на месторождениях "Сахалина – 3". Согласно проведённому конкурсу на дооснащение для Киринского ГКМ, оборудование должно позволять работать со стальными трубами диаметром до 508 мм. На "Северном потоке – 2" диаметр трубы составляет 1153 мм.
Ещё одно наблюдение. На сайте компании "Газпром флот" "Академик Черский" исчез из списка судов. По всей видимости, из-за возможных санкций. В то же время, по данным регистровой книги Российского морского регистра судоходства на 3 мая, собственником судна числится ПАО "Газпром".
Из сказанного можно сделать вывод, что судно "Академик Черский" планируется использовать при достройке "Северного потока – 2". В качестве трубоукладчика или отвлекающей мишени, покажет время.