Найти тему
Киберпоп ТВ

Как научиться жить без масок?

Еще несколько вопросов, на которые я отвечал на канале «Киберпоп ТВ» некоторое время назад до запрета.

«После прихода к вере стала ощущать, что приходится "надевать маски". То есть на работе быть такой, какой хочет начальник, с коллегами ― такой, как им более комфортно. И создается ощущение, что ты никогда не можешь быть настоящей, даже на молитве хочется быть лучше, чем ты есть. Как научиться жить без "масок"?»

А это невозможно. Вы надевали эти «маски» и до того, как пришли к вере, Вы просто стали острее их чувствовать. «Маски» есть, и по-другому никак не получится, только нужно стараться оставаться в нормальных рамках. Понятно, что в семье Вы будете себя вести одним образом, на работе немного иначе это совершенно естественно и понятно. Это так называемые социальные роли: здесь такая роль, там другая. Это не столько «маски», сколько модели поведения. «Маска» это, скорее, что-то лицемерное.

«Как научиться жить без "маски"?» А нужно ли учиться жить без «маски»? Будут ли к Вам нормально относиться окружающие, если Вы будете жить без «маски»? В какой-то степени это необходимый инструмент. Конечно, не нужно мои слова трактовать как призыв к лицемерию, нет. Но мы взаимодействуем с людьми, и далеко не всегда людям приятно, когда мы прямые: какой есть, такой и есть. Уместно иногда повернуться к людям нужной стороной.

«Бывают ситуации, что кто-то из знакомых сделает стрижку, купит новую вещь, но ты видишь, что человеку-то это совсем не идет. Конечно, можно не говорить, промолчать, но когда спрашивают: «Хорошо мне?» ― то как отвечать? Из вежливости сказать «да», но не будет ли это являться лицемерием? Сказать «нет» ― станешь врагом номер один для человека. Конечно, другу можно так сказать, но если человек неблизкий? Бывают ситуации, когда взрослая женщина говорит, что страшная или старая, напрашиваясь на комплимент: «Да что Вы, Вы очень симпатичная и молодо выглядите». Из вежливости так и следует сказать, но мне не нравится, когда так говорят. Этим ставят меня в неловкое положение. Я же не специалист по красоте. Но не лицемерие ли это?»

В какой-то степени да. Когда человек ставит Вас в неловкое положение, Вы оказываетесь в ситуации выбора. Какое зло избрать? Как нагрешить? Если скажешь правду (то, что думаешь) человек обидится, ему будет неприятно, может быть, вы даже поссоритесь. Вроде бы, это грех. Скажешь ложь ― то, что он хочет от тебя услышать тоже, вроде, лицемерие. Но никто не говорил, что жизнь ― простая штука. Если можете понести на себе такое бремя всегда говорить правду, только правду и ничего кроме правды ― рискните. То же, если действовать по-булгаковски, «правду говорить легко и приятно». Приобретете себе не очень хорошую репутацию, это будет крест и бремя.

«Помогите разобраться, где заканчивается лицемерие и начинается смирение? Дело вот в чем: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Я так и делаю уже давно, но люди в ответ так не поступают. Я прекрасно осознаю, что Господь не обещал мне, что люди будут поступать со мной так, как я поступаю с ними, и стараюсь следить за своим сердцем, не осуждая других и не требуя от них того же взамен. Хотя именно этого я и хочу. Я не пытаюсь переделывать людей, воспитывать, не жду, что они будут меняться или делать так, как я хочу, а принимаю их такими, какие они есть. Но люди, видя это, садятся на шею. Конечно, они не знают, какая внутри меня идет борьба со страстями и искушают, заходя в своем невежестве все дальше и дальше.

И получается, что я чувствую себя какой-то обманщицей. Это ужасное чувство, что я не могу быть такой, как учил Господь и апостолы повергает меня в уныние. Как бы я ни старалась, я абсолютно немощна перед некоторыми страстями. Что делать? И главное, как распознать, где заканчивается смирение и начинается притворство, если оно вообще тут есть?»

Мне нравится вот эта фраза: «Это ужасное чувство, что я не могу быть такой, как учил Господь и апостолы, повергает меня в уныние». Оно повергает Вас в уныние, потому что Вы видите, что не такая, какой хотите быть. На Вас «маска» ― одна, а под «маской» ― совсем другое. И это чувство, что Вы не такая и другой быть не можете ― вот что «цепляет». Это самомнение, то есть мнение о себе, которое у Вас сформировалось. Вот такой Вы должны быть и хотели бы казаться, а на самом деле все не то. И вот это повергает Вас в уныние.

Вы пишете: «Это ужасное чувство повергает меня в уныние». Это не ужасное, а прекрасное чувство. Вам надо на нем сосредоточиться, принять себя такой, какая Вы есть, смириться с этим. И это чувство должно повергать не в уныние, а в искреннюю молитву. Вот как апостол Петр вышел из лодки и по бушующему морю пошел: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди» (Мф. 14:28-29). Петр вышел и двинулся вперед, а потом, видя сильный ветер, бушующие волны и то, что он далеко уже отошел, испугался и стал тонуть. Он оказался в ситуации, когда сам себе помочь не в состоянии, потому что свирепствует ветер, вздымаются волны, он не может подплыть к лодке, а в ней бедные апостолы чуть не опрокидываются волной, им бы самим выжить. Они тоже ему ничем не могут помочь. И вот он оказался в ситуации, когда единственный, кто может ему помочь ― это Господь. И Господь его вытащил.

И Вы точно в такой же ситуации. Это «ужасное чувство» ― не ужасное вовсе. Это чувство, которое спасло апостола Петра: «Господи! спаси меня» (Мф., 14:30). Именно оно будет Вам хорошим стимулом к тому, чтобы и молитва была, и в храм хотелось бежать, и на исповедь, и к Причастию. Это чувство будет стимулировать. Просто нужно признать, принять себя: «Да, я такая вот грешница. Господи, прости меня, погибаю». Всё.

Так что, никакого притворства на самом деле нет. Это не притворство, а несоответствие Вашего мнимого образа и истинного. И у Вас идет борьба, какой же из них принять. Если принять мнимый, то Вы знаете, что это обман, и на самом деле Вы не такая. А если принять настоящий то пострадает ваше мнение о себе. Вот и мечетесь между «маской» и лицом. Вам нужно лицо выбрать.