Новое оружие, которое с 1881 года начала получать русская кавалерия - знаменитая шашка имени генерала Горлова - стало первым в Российской армии холодным оружием, к проектированию которого был применен научный подход. Несмотря на то, что в знаменитом приказе 1881 года по Военному ведомству № 222, сказано:
"Кривизна клинков сделана в точности подобною кривизне клинков, известных под названием волчков, имеющих на Востоке, в Малой Азии, между кавказскими народами и нашими тамошними казаками высокую известность как оружие, показывающее необыкновенные достоинства при рубке."
геометрия клинков горловских шашек (и в казачьем, и в драгунском вариантах) была взята не от кавказских, а от английских сабель "вилкинсоновского" типа. Я об этом уже писал в этой статье, и не буду повторяться. От кавказских "волчков" у наших шашек - исключительно радиус изгиба и отметка точки удара, ничего более. Точка удара - там, где на клинке заканчивается дол...
В 1875 году Горлов представил императору несколько прототипов нового оружия, которые передали на испытания в учебный кавалерийский эскадрон и в учебный пехотный батальон. У этих прототипов еще были развитые эфесы-чашки, как и у английских сабель, послуживших первоисточниками.
Знаменитый оружейник В. Г. Федоров в своей книге "Холодное оружие" пишет:
"При испытании нового оружия в учебном кавалерийском эскадроне рубкою и колкою как чучел, так и предметов различной твердости полное преимущество оказалось на стороне новых шашек; при этом лишь одна их особенность представляла некоторые неудобства - это эфесы: вполне удовлетворительно выполняя цель, для которой они были предназначены, то есть защищая руку и уравновешивая саблю, они были несколько обременительны для ежедневной носки".
Проще говоря - симметричный эфес-чашка очень сильно мешается при ношении оружия. Упирается в бок, путается под руками. Как обладатель сабли с подобным эфесом, могу лично засвидетельствовать - так все и есть.
А несимметричная гарда, прикрывающая руку только с внешней стороны, к тому моменту уже была признана негодной к использованию. Она нарушала продольную симметрию оружия (о чем писал тот же Федоров), из-за чего при ударе, особенно в исполнении новичка, клинок "заваливался" на бок, и удар приходился в цель плоскостью, плашмя, а не лезвием.
В 1880 году испытания продолжились (столь долгий промежуток в испытаниях был вызван вспыхнувшей русско-турецкой войной 1877-78 гг). Испытания вела особая Комиссия, сформированная при Главном комитете по устройству и образованию войск.
Далее - слово тому же Федорову:
"В заседании 26 января особое внимание Комиссии обратила на себя имевшаяся на сабле гарда эфеса, которая по своему объему представляла некоторые неудобства для носки как в пешем, так и в конном строю. Ввиду этого особая кавалерийская комиссия решила просить генерала Горлова, не найдет ли он возможным проектировать два новые образца, один для легкой кавалерии, а другой для казаков, причем сохранив в них все основные начала, введенные им в холодное оружие, сделать эфесы, в которых были бы исполнены: в легкокавалерийском - уменьшение размеров, а в казачьем - приспособление для некоторой защиты руки; для последней цели комиссиею было выражено желание приспособить к рукоятке казачьей шашки крестовину восточного образца".
Однако Горлов идею установить на казачьи шашки крестовину зарубил на корню. Он заявил, что крестовина будет цепляться за седло и ремни при слезании и влезании на лошадь.
Вот так, господа. Прям-таки будет цепляться. Честное слово, это не я придумал, это В. Г. Федоров писал - а он мало того что в оружии, и в огнестрельном, и в холодном толк понимал, так еще и был почти что современником эпохи.
Горлов сумел убедить комиссию, что никакая крестовина казачьей шашке не нужна - казаки, мол, привыкли к отсутствию гарды. По схожей причине и драгунский вариант шашки (на испытаниях именовавшийся кавалерийской саблей) получил вместо развитой гарды, хорошо защищающей руку, только дужку, которая "достаточно защищает руку от сабельных ударов, легка и удобна в носке."
А защитой руки от уколов было решено пренебречь.
Одинаковые же клинки казачья и драгунская шашки получили ради того, чтобы упростить и удешевить производство. Изначально испытывавшиеся образцы имели немного различающиеся клинки, но различия были мизерными и ни на что толком не влияли.
Вот такие дела, дамы и господа. Защиты рук казаков лишили, чтобы оная защита не цеплялась за сбрую. В дальнейшем казаки неоднократно просили подобную защиту установить, но их просьбы просто игнорировали.
А ведь случаи были...
"Сотник Фисенко, сразившийся, на вершине Караяла, с одним из арабских предводителей, может быть, какими-нибудь эмиром, верующим в отметины коня, получил сабельную рану в кисть правой руки. Кривая сабля скользнула по клинку шашки, до самой рукояти, и как у нас никакой охраны для руки не имеется, то и досталось по руке"
Попко И. Походный дневник (1854-1855)