На истребители с изменяемой геометрией крыла возлагали большие надежды, но они не оправдались.
Разработчики истребителей во все времена стремились совместить в новой модели скорость, маневренность, дальность и эффективное вооружение. И при этом пытались придать ему функции штурмовика. В начале 60-х годов у военных появилось мнение, что обыкновенный истребитель должен быть многофункциональным. Но придав ему дополнительные функции бомбардировщика потеряли свои изначальные достоинства, присущие для ведения маневренного боя.
К тому времени исследования в области аэродинамики могли предложить авиаконструкторам истребителей стреловидное крыло, которое придавало самолету полет на сверхзвуке и приличную маневренность. В то же время для эффективного поражения наземных целей требовалась большая дальность полета и повышенная боевая нагрузка, для чего идеально подходило крыло меньшей стреловидности и увеличенным удлинением.
Естественным на то время решением стало применение крыла с изменяемой геометрии. Для американцев первым серийным самолетом такого типа стал F-111.
Требования военных к такой модели были довольно противоречивы, они пытались совместить в одном типе и всепогодный перехватчик, со скоростью больше двух махов, при этом хотели, чтобы этот самолет обладал укороченным взлетом и посадкой, и к тому же еще эффективным бомбардировщиком. В итоге, что хотели, то и получили. Кроме того, что он был довольно неплохими бомбардировщиками, и на нем применена система автоматического следования местности, а все остальные качества истребителя - перехватчика были просто нереализуемыми, ввиду большой массы, которая была в пределах 40 тонн.
Первое боевое крещение F-111 прошел в небе Вьетнама, где его нещадно сбивали, и из 50 американцы потеряли около семи самолетов. Специалисты считали его непревзойденным мастером обработки наземных объектов, но в остальном это был просто горе самолет. И он так и не стал тем универсальны инструментом, каким его хотели видеть.
Не смотря на явные ошибки при проектировании F-111 наши, советские военные, тоже захотели заиметь подобный самолет. Первым испытуемым оказался Су - 7, хотя изначально проектировался, как истребитель.
Волшебного превращения из истребителя в универсальный самолет тоже не получилось. Поновесив на него дополнительную бомбовую нагрузку, Су - 7 потерял способность не только истребителя, но и штурмовика. И наши тоже пошли тем же путем, что и американцы - крыло с изменяемой геометрией. В итоге появился Су - 7ИГ, но результат оказался тем же.
Снизилась скорость до 1800 км/ч, возрос взлетный вес, а бомбовая нагрузка не превышала 4 тонн. Как и F-111 Су - 7 ИГ не оправдал возложенных на него надежд.
Но уже имелись, сбитые во Вьетнаме, F-111A, и доставленные в СССР. КБ Сухого получило задание сделать такой же самолет. Как всегда в таких случаях, подгоняемые военными, самолет Су - 24 создавался в кошмарной спешке, что естественно приводит к отрицательным результатам.
Новый Су изначально походил на свой заокеанский образец, и приобретал все те отрицательные черты его американского собрата. Как в том анекдоте:чтобы они не делали, а получался паровоз. Заложенные изначально в Су - 24 те же самые требования в скорости на сверхзвуке, способность к вертикальному взлету ни к чему не привели. Мало того спешка при проектировании и постройки привела к супераварийности, во время испытаний разбились 13 летчиков и десять самолетов. Но самолет был запущен в серию. И как в случае с "американцам" сверхвозможностей от него так и не получили.
Следующим образцом самолета с изменяемой геометрией крыла стал МиГ - 23, или его дальнейшая модификация МиГ - 27. Но и он, предназначенный для замены легендарного МиГ - 21 не вышел на те показатели самолета - универсала.
Ограниченная дальность полета, неважная маневренность, слабое вооружение поставило его тот же ряд самолетов - неудачников. Единственным достоинством была высокая скорость при сложенных крыльях, позволяющая быстро выйти из боя.
Не обошла идея изменяемой геометрии и в стратегической авиации. Американцы применили данную идею в бомбардировщике В-1В, главным образом для атаки со стороны северных территорий СССР, но при появлении перспективных истребителей МиГ - 31 надобность в В-1В просто отпала сама собой.
Нашим ответом стал Ту - 160, хотя и он тех супердостоинств не получил, но при этом был довольно большой угрозой для потенциального противника. А Ту - 160М, прозванный летчиками "Белый Лебедь" до сих пор в строю.
Неудачно задуманные самолеты с изменяемой геометрией сменили более совершенные конструкции самолетов универсального применения - F -15. F- 16, Су - 27 и МиГ - 29. И их применение показало полное превосходство над крылом с изменяемой геометрией.
Хотя и разработку таких моделей нельзя считать просто неудачной. Несмотря на невысокие показатели складное крыло было образцом конструкторской мысли, шедевром исполнения, и осталась тем неудачным шагом, который показателен для развития любой техники. Не всегда удается создать шедевр, но неудачный опыт приводит уже к другому, значительному результату.