.
Старая оперная школа лучше современной, потому, что она не была в старые времена академичной, а была более душевной, более несла человеческое тепло оперных героев и героинь. Вагнер адекватнее всего воспринимается в старом, более душевном, наивном исполнении, в том исполнении, в каком оно было и при жизни Вагнера, и в Серебряном Веке, и в тридцатых, и пятидесятых годах. Мы привыкли к Вагнеру как композитору запредельно стихийному. Но только по старому исполнению понимаешь, сколько у Вагнера , тонкой ажурности в его оркестровке, и светлой уносящей тебя радужности, сколько в нем души и психологии в его бесконечных музыкальных переходах . Академическое исполнение проигрывает старому потому, что оно слишком объективирует произведение, забывая что все самое ценное в произведении - как раз субъективное, и душевное, препятствующее тому, что бы вечно живое искусство с его любовью, с его вечными поисками Рая превращалось в мертвоватую музейную культуру. Русская и советская певица Мария Максакова (1902, Астрахань — 11 августа 1974, Москва) и есть пример более старого и адекватного исполнения музыки Вагнера, особенно в гениальной опере "Тристан и Изольда".