Зиночка. В нашем дворе жила когда то девочка Зина. Задорная бойкая девчушка. Только с родителями ей не повезло... Но это другая история. Наверное в каждом дворе была своя баба Зина. У Высоцкого точно была. А мне дороже другая... Та что бабушка матери Феликса Юсупова.
Зиночка Нарышкина, вернее Зенеида -так в то время произносилось имя Зинаида, родилась в "графской" семье второго дня ноября 1809 года в Москве.
Юная пятнадцатилетняя красотка поступает на службу к императрице Александре Федоровне фрейлиной. «По должности» должна была принимать участие в дворцовых мероприятиях. Одной такой и церемонией была коронация государя-императора Николая І. В августе 1826 года, в первопрестольной собрался весь императорский двор и дипломатический корпус, там то и увидел, тогда уже вдовец тридцати лет от роду, Борис Юсупов Зенеиду.
Юная Нарышкина была красавицей и кокеткой. Знаменитый правнук упоминает в мемуарах , что де император Николай за оной особой ухаживал, да та отказалась принять и подарок и эти самые ухаживания. Но это в будущем, а сейчас Борис.
Матушка Зинаиды Ивановны была внебрачной дочерью Екатерины Строгановой. И когда Борис Юсупов ухаживать начал за Зиночкой сей факт сильно опечалило маменьку Бориса. Говорят он даже собирался пойти против воли своей матери, так как она была против этого брака. (Но это момент исторических слухов останется не подтверждённым, ровно как и не опровергнутым - нас там не было и соответственно ..... )
И несмотря на все ухаживания князя Бориса отказывала ему Зинаида Ивановна не единожды.
Другие версии говорят что Борис даже приходил к Нарышкиным в расстроенных чувствах для разговора о расторжении помолвки. Однако как то всё улеглось и молодые люди обвенчались. Однако батюшка, Николай Борисович Юсупов, на свадебных торжествах отсутствовал.
Сказать что семейная жизнь сложилась счастливо нельзя. Хотя и появился на свет Николенька и дочь, умершая почти сразу, семьи не получилось. Зинаида Ивановна отказала мужу в близости после того как дошла до её ушей семейная легенда Юсуповых. И супруги стали жить раздельно.
Кавалерственная дама баварского Ордена Терезы славилась своими выходками. А сколько слухов-сплетен окружало её.
Что касается романов Зинаиды Ивановны - а почему бы и нет?! Светская львица, не любящая мужа, живущая отдельно от него, не смогла бы устоять перед множеством обожающих поклонников! Но с кем были те романы – доподлинно не знает никто. Хотя несколько фамилий стали достоянием истории.
Первым кто по мнению публики был в нежных отношения с княгиней - Николай Жерве, офицер Кавалергардского полка, другом Михаила Юрьевича Лермонтова. И вроде бы супруг знал об этих амурах. Николай спасая честь дамы уезжает из Петербурга на Кавказ. Там и погиб. Эти вот события знала и императрица и жалела кавалергарда:
« Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды".
Княгиня рано овдовела - ей не было и сорока. После смерти супруга строит для себя особняк на Литейном, оставив Дворец на Мойке сыну, но там почти не живет, а уезжает во Францию. Хотя история говорит что строит не потому что прихоть, а потому что не было собственного жилья и она несколько лет живёт у родни. Но и тут не обошлось без романтической нотки. Уж как бередило умы сплетниц её увлечение юным народовольцем Исакова. Княгиня последовала в Шлиссельбург когда юношу заточили в крепость, отказалась от светских развлечений, добилась что бы отпускали к ней по ночам. В Свеаборге не редко можно услышать легенду как Юсупова вывезла из тамошней тюрьмы возлюбленного. Прятала его до самой смерти в особняке на Литейном. Было или не было это не докажешь, однако революционеры не остались в стороне от создания легенд об этой красавице. Бытует легенда что когда после революции искали сокровища Юсуповых простучали во дворце все стены, то нашли примыкающую к спальне тайную комнату. В ней стоял гроб с забальзамированным телом мужчины.
В столице Франции обзавелась особняком в районе Булонь-сюр-Сен, на Парк-де-Прэнс. Весь свет Второй Империи бывал у нее. Наполеон III так же был в числе поклонников красоты княгини, но ответа не получил. На балу в Тюильри представили ей француза-офицера Луи Шарля Оноре Шово, который стал её вторым супругом, несмотря на разницу в возрасте - княгиня, ей было на тот момент около пятидесяти лет, была старше Шово на 20 лет. Влюблённая женщина творит иногда глупейшие вещи. Вот и княгиня не исключение: она дарит этому неверному офицеру замок Кериолет в Бретани дарит Шарлю титулы графа де Шево и маркиза де Серре. С титулом понятно - замуж за простолюдина ну никак нельзя.
Княгиня хотела вернуться на родину. Но так и не смогла осуществить этого желания при жизни: в год когда прошение одобрили княгиня скончалась. Покинула бренный мир 16 октября 1893. Согласно завещанию усопшую погребли в Троице-Сергиевой Пустыни на Петергофской дороге, в нижнем приделе храма Святого Сергия Радонежского, который был построен на средства княгини.
А о наследстве княгини в архитектурных единицах поговорим в другой раз.
Вот такая бабушка была у последней из рода Юсуфа.