(Дан. 8:1-27)
В третий год царствования Валтасара, через два года после предыдущего видения, Даниилу было другое видение (8:1). Он сразу же рассказывает об этом:
«И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении — как бы я был у реки Улай. Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после. Видел я, как этот овен бодал к западу, и к северу, и к югу; и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал что хотел и величался» (ст. 2-4).
Очевидно, Даниил увидел себя в летней резиденции императора. Упомянутая река разделяла две главные провинции.
К счастью, мы не должны “угадывать” смысл этого видения, потому что он раскрывается для нас в той же главе. Позже, когда Даниил попросит яснее истолковать его, мы получим объяснение отдельных деталей. Мы будем рассматривать толкование по ходу видения.
СОДЕРЖАНИЕ ВИДЕНИЯ (8:5-14)
Сначала Даниил увидел барана (“овна”). В стихе 20 говорится, что баран олицетворяет мидян и персов. В предыдущем видении Даниила царство было представлено медведем (в большей степени символом Мидии). В этом оно представлено бараном (в большей степени символом Персии). У барана было два рога — опять символ двух народов, находящихся у власти в этой империи. Второй рог (Персия) стал больше первого (Мидии). В предыдущем видении Даниила медведь “приподнялся” на боку (7:5; Современный Перевод), что предполагает доминирующее положение одной части.
Баран “делал что хотел”. Какое-то время Мидо-персидская империя “без удержу” громила народы на западе, скифов на севере и египтян на юге. Однако довольно скоро империи было суждено испытать серию поражений от другой силы, которую олицетворял козел.
В стихе 5 говорится: “Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был виден рог между глазами его”. Козел — это “царь Греции” (ст. 21). Это подходящий образ, потому что еще за две сотни лет до Даниила греков называли “козлиным народом”. “Рог” между глазами козла указывает на Александра Македонского, который за девять лет завоевал большую часть известного мира от Европы до Индии. Его войска были бесчисленными, но хорошо вымуштрованными. Козел несся по земле, не касаясь ее. Здесь мы видим параллель с предыдущим видением Даниила, где у барса было “четыре крыла”, указывающих на большую скорость. В этом же видении казалось, что козел летит.
В стихах 6 и 7 легко угадывается ряд сражений между греками под предводительством Александра и персами:
«[Козел] пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его; и не было никого, кто мог бы спасти овна от него».
Заметьте, что барана Даниил видел стоящим у реки. Александру удалось перейти реку в половодье, что персам казалось невозможным. Затем он сровнял с землей Персеполь, столицу Персидской империи. Персидский император пытался подкупить военную верхушку Александра и участвовал в неудавшемся заговоре, имевшем целью убить Александра. В ответ греки полностью уничтожили персов, а потом отправились на восток, в Индию.
Но на вершине могущества Александра “сломался большой рог” (ст. 8). Сломленный рог (ст. 22) предвещал смерть Александра. Эта часть истории очень напоминает притчу о “богатом глупце”, рассказанную Иисусом в Лк. 12:16-21. Этот богач размечтался о том, как замечательно он заживет, но Бог сказал ему, что его ждет смерть, а потом спросил: “Кому же достанется то, что ты заготовил?” У Александра не было прямого наследника, которому он мог бы оставить империю, поэтому после короткого периода объединенной империи последняя развалилась. Этот распад империи описывается в стихе 8 такими словами: “и на место [большого рога] вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных”.
В стихе 9 говорится, что один из четырех рогов “чрезвычайно разросся. “Очевидно, этот рог указывает на династию Селевкидов в Сирии. Мы должны помнить, что в видении Даниила внимание обращено на Божий народ; он не пытается дать подробное пророчество, касающееся мировой истории, а главным образом следует истории иудеев. Поэтому остальная часть данного конкретного видения сосредоточена на сирийском участке империи Александра. Именно на нем возникла держава, которой предстояло оказать самое непосредственное влияние на еврейский народ. Глава 11 еще более подробно описывает затянувшийся конфликт между сирийцами и иудеями.
С учетом 8:25 можно сказать, что стихи 10 и 11 имеют явное отношение к Антиоху IV, известному также как Антиох Епифан. Этот представитель династии Селивкидов разрушил храм и упразднил “ежедневную жертву”. Согласно стиху 12, это было наказание “за нечестие”. В стихе 23 толкователь сказал Даниилу, что этот царь восстанет, “когда отступники исполнят меру беззаконий своих”. Ранее Бог говорил людям, что предаст их на разорение и разграбление за то, что они оставят Его пути. (См. Ис. 42:24, где имеется в виду грядущее вавилонское пленение). В то время они были виновны во многих преступлениях, но самым отвратительным был их грех идолопоклонства. Пленение уничтожило идолопоклонство у евреев. Однако нарушение ими порядка жертвоприношения и развращение самого священства, о котором пророчествовал Малахия, привело Его народ к дальнейшему отчуждению от Бога и последующему его наказанию. Частью этого наказания должно было стать временное прекращение вечерних и утренних жертв (см. Чис. 28:3-8).
Стихи 13 и 14 составляют самую трудную часть видения, потому что в книге нет соответствующего объяснения того, что означают слова “две тысячи триста вечеров и утр”. Мы уже отмечали, что в зависимости от контекста символы в апокалиптической литературе могут иметь разный смысл. Различные числа имеют особые значения, а их комбинации или производные тоже передают определенный смысл. “Десять” означает огромное, практически бесконечное число. Числа, кратные десяти, говорят об усилении того же значения. Число “2300” — несомненно кратно десяти, но две цифры, “23”, похоже, нельзя ни с чем сопоставить. Поэтому о смысле этой фразы мы ничего не можем сказать наверняка.
Основываясь на контексте, мы не думаем, что “2300” указывает на конкретное число лет. В последнее время люди иногда именно так определяют этот символ. Один толкователь даже пришел к заключению, что если 2300 лет отсчитывать от времени захвата Антиохом храма, то получится 1966 год (который позже был изменен на 1967), и объявил, что пророчество указывало на Шестидневную войну на Ближнем востоке, когда современные израильтяне заняли восточную часть Иерусалима. Однако храмовая гора еще не “очищена” в трактовке Моисеева закона и никакого нового храма не построено, что позволило бы приносить ежедневные жертвы на его жертвеннике — поэтому, конечно же, предположение, что 2300 дней равно 2300 годам, несостоятельно.
Следующие две гипотезы лучше: (1) “2300 вечеров и утр” могут быть буквальными днями. Этот период должен был продлиться приблизительно с шестого месяца 142 года династии Селевкидов, когда Антиох захватил Иерусалим, до девятого месяца 148 года, когда храм был очищен в результате успешного восстания иудеев под предводительством Маккавеев. (2) “2300 вечеров и утр” могут также означать 1150 вечеров и 1150 утр, что приблизительно равно времени, в течение которого жертвы были запрещены по указу Антиоха. Но думается, что Даниил использовал бы “1150”, а не “2300”, если бы это было правильное объяснение.
Некоторых может беспокоить то, что упомянутое число не точно соответствует количеству дней в историческом исчислении. Мы должны помнить, что часто Писания “округляют” числа, особенно большие. Например, в Чис. 25:9 говорится, что Господь поразил 24000 человек за их идолопоклонство, в то время как вдохновенный апостол Павел в рассказе о том же событии (1 Кор. 10:8) говорит, что в тот день погибло 23000 человек. Точное число, наверное, где-то посередине, но точное число — не самый важный факт в рассказе об этом случае. То же самое может быть и здесь.
Повторимся: не располагая конкретным толкованием числа, сделанным самим Даниилом, мы не можем точно сказать, что означает фраза “2300 вечеров и утр”.
ОБЪЯСНЕНИЕ ВИДЕНИЯ ГАВРИИЛОМ (8:15-26)
Объяснить Даниилу смысл видения было велено Гавриилу (ст. 16). Мы уже рассмотрели большую часть его толкования (ст. 20-26) по ходу изложения Даниилом своего видения в начале главы.
«И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значение его, вот, встал предо мною как облик мужа. И услышал я от середины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: “Гавриил! Объясни ему это видение!” И он подошел к тому месту, где я стоял. И когда он пришел, я ужаснулся и пал на лицо мое. И сказал он мне: “Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!” И когда он говорил со мной, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне, и поставил меня на место мое, и сказал: “Вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. Овен, которого ты видел с двумя рогами, — это цари мидийский и персидский. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, — это первый ее царь; он сломался, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силой. Под конец же царствования их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь — наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силой, и он будет производить удивительные опустошения, и преуспевать и действовать, и губить сильных и народ святых; и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою. Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам”».
Словами “сыном человеческим” Даниилу было мягко указано на его человеческую сущность, хотя “ангел” и доверил ему тайну. Нам вспоминается Павел, которому хотя и было позволено видеть великие вещи, было также дано жало в плоть — слуга сатаны, — чтобы он не превозносился (2 Кор. 12:1-10). Услышав голос ангела, Даниил лишился чувств (ст. 18).
Некоторые подробности, упомянутые в толковании Гавриила, отсутствуют в рассказе Даниила о видении. В стихе 23 Гавриил сказал Даниилу, что восстанет царь — “наглый и искусный в коварстве”. Сила его очень возрастет, сказал ангел, “хотя и не его силой...” (ст. 24). Не забывайте, что главной идеей всей книги Даниила является то, что Бог властно вмешивается в дела людей. В самом деле, какой бы силой ни обладал этот царь, это будет лишь потому, что ее даст ему Бог.
“И при уме его и коварство будет иметь успех...” (ст. 25) — продолжил Гавриил. Чтобы добиться своего, царь прибегнет к дипломатическому обману. На протяжении всей истории люди, племена и народы часто с помощью переговоров достигали того, чего не могли достичь применением военной силы.
В конце концов царь “будет сокрушен — не рукою” (ст. 25). Люди не смогут остановить этого царя — но сможет Бог!
Поразительно, как Бог использует некоторых людей и все человечество для осуществления Своей цели:
(1) Бог фактически использует людей, которые упорно противятся Ему. Так было с фараоном, который хвастал: “Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его...” (Исх. 5:2). В Новом Завете Бог действовал через Понтия Пилата, который приказал распять Иисуса.
(2) Бог использует колеблющихся и почти не верящих, что Бог исполняет то, что говорит. Моисей не хотел выводить народ из Египта; Иеремия не хотел быть пророком. Теперь мы знаем этих людей как мужей великой веры, но в то время, когда Бог призвал их, ничего достойного внимания в их вере не было.
(3) Бог использует тех, кто ошибается и грешит, — иными словами, рядовых людей. Обычно на библейских героев мы смотрим, как на эдаких суперменов. А в действительности они были просто людьми — но Бог дал им силу для выполнения Своей работы. Иаков указывал, что Илия “был человеком, подобным нам...” (Иак. 5:17). Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф обманывали; Давид любил воевать; Петр был запальчивым. Тем не менее, Бог доверил каждому из них исполнить Его волю.
(4) Бог использует тех, о ком мы даже не могли бы подумать. Уж мы-то наверняка никогда бы не остановили на них свой выбор. Самуил никак не ожидал, что из всех сыновей Иессея Бог изберет Давида. Апостолы, по всему, не обладали теми качествами, которые должны были выделить их из общей массы. Даже Сам Иисус не имел таких внешних физических данных, которые привлекали бы к Нему людей (Ис. 53:2).
Наверное, Даниила привела в недоумение та мысль, что Бог позволит кому-то вроде Антиоха Епифана (царя, о котором здесь идет речь) властвовать над Божьим народом. Однако Бог все же допустил это — чтобы осуществить Свой план.
Другой отрывок, представляющий для нас трудность, начинается со стиха 17. Гавриил говорит Даниилу, что “видение относится к концу времени”. В стихе 19 Гавриил еще раз подчеркивает эту мысль: “...это относится к концу определенного времени”. Возникает естественный вопрос: “Концу какого времени?”
Еще больше запутывая нас, Гавриил в стихе 25 говорит о “Владыке владык”. Кто такой Владыка владык?
Разумеется, “конец времени” — это, по-видимому, Божий суд. Но это может быть и “символический” язык, цель которого — указать на более чем одно конкретное событие. Это представляется наилучшим объяснением.
В Мф. 24:15 Иисус сослался на Дан. 9 (параллель данному видению), говоря, что там речь шла о разрушении Иерусалима римлянами. Отсюда многие делают вывод, что и данный отрывок говорит о том же. Другие полагают, что “конец времени” означает окончательный вселенский Судный день пред Богом в конце света.
Это показывает нам, как используется символическая образность в подобной литературе. Из слов Иисуса мы можем сделать вывод, что образный язык в книге Даниила предвещает падение Иерусалима и разрушение храма (римлянами). Что касается другого объяснения, то никто из верующих в Библию не станет отрицать, что в конце времен наступит Божий Судный день. Здесь вполне возможно двойное пророчество.
Вся вторая половина книги Даниила, видимо, посвящена истории, прямо затрагивающей еврейский народ во время и после вавилонского пленения. Если в начале книги видения предвещали приход Божьего царства, то к ее концу внимание перемещается на сам еврейский народ.
Мы уже отмечали, что виденные Даниилом образы символизируют как мидян и персов, так и греков (с преемниками империи Александра, включая сирийскую династию Селевкидов). В контексте остальной части видения “конец времени” наиболее логически означает именно этот период. “Один святой” в стихе 13 спрашивает: “На сколько времени простирается это видение..?” Ответ указывает на прекращение ежедневных жертв, что произошло, когда Антиох Епифан захватил Иерусалим. С помощью некоторых иудеев он подкупил священство, по сути продав его предложившему самую высокую цену. Иудеи в этот период страдали неимоверно.
“Владыка владык” — это, похоже, то же самое, что и “Вождь воинства” в стихе 11. У Него были отняты жертвы. Хотя язык может подсказывать нам, что это Христос, все же контекст этого отрывка больше соответствует Самому Богу.
После объяснения Даниилу было сказано “сокрыть это видение” (ст. 26). Считается, что отчасти символы в апокалиптической литературе употреблялись для того, чтобы скрыть Божью весть от врагов Бога и Его народа. Иисус в Мф. 24 и в Своих письмах к семи церквам (Отк. 2; 3) не называл конкретно римлян, однако мы, в общем, согласны, что именно их имел в виду Господь. Как бы отреагировали римляне, если бы поняли, что последователи Иисуса учат, что однажды Бог опрокинет Римскую империю? И какой была бы реакция персов, захвативших Халдейскую империю, если бы они обнаружили, что Даниил предсказывает гибель мидян и персов? Соответственно, хотя Даниил все же записал видение, он “сокрыл” свое писание на многие годы, пока не наступило время, “благоприятное” для того, чтобы Божий народ узнал об откровении.
Даниил завершает свой рассказ сообщением личного порядка: “И я… изнемог и болел несколько дней” (ст. 27). Нам нетрудно понять, как это могло случиться. Бог “благоволил” позволить Даниилу заглянуть в будущее, но эта картина не понравилась Даниилу. Возможно, Бог больше благоволит нам, утаивая от нас подробности будущего. Кроме славы вечности, которую будут иметь верные (см. Ин. 14:1-3; Отк. 21:1-27), мы не знаем, что таит для нас завтрашний день. Очень может быть, что, если бы Бог показал нам все будущее, нам бы не понравилось то, что мы бы увидели.
Наверное, можно сказать, что глава 8 не такая трудная, как глава 7. А все потому, что нам дается очень ясное вдохновенное толкование того видения, о котором мы здесь читаем. Эта глава рассказывает о войне между бараном и козлом, после чего нам говорится, что олицетворяют эти животные. Мы по-прежнему имеем дело с апокалиптической формой и в высшей степени образным языком, но смысл этих образов объясняется.
События этой главы произошли “в третий год царствования Валтасара, царя” (ст. 1). Это тот самый Валтасар, который позже на пиру увидел руку, что-то писавшую на стене. У него подкосились ноги и задрожали колени. В ту же самую ночь Персия овладела Вавилоном, а он был убит.
В этом видении Даниил увидел ближайшее будущее. Мы заглянем в необычные времена, которые ожидали Даниила и его народ, а в конце обсуждения посмотрим, как все это применимо к нам.
ВРЕМЯ ЗАВОЕВАНИЙ
Во-первых, Даниилу было показано, что в ближайшем будущем произойдут войны и завоевания.
Это видение было Даниилу во время царствования Валтасара. Оно случилось после того, в котором фигурировали четыре зверя. Даниил говорит: “...явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде. И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской...” (ст. 1, 2).
Сузы были столицей Персии и находились в провинции Элам — современном Иране. Итак, мы знаем, когда было это видение и где. В следующих стихах Даниил сообщает, что он видел.
Ключ к этому видению — два животных, поэтому давайте приглядимся к ним повнимательней.
Баран с двумя рогами
Стих 3 говорит: “Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после”. Чтобы не гадать, что символизирует этот овен, давайте заглянем в стих 20, где Даниил называет его точное значение. Он говорит царю: “Овен, которого ты видел с двумя рогами, — это цари мидийский и персидский”.
Баран олицетворяет Мидо-персидскую империю. С этим все ясно, не так ли? У барана два рога, так как Мидо-Персию составляли два народа: мидяне и персы. Один рог у него длиннее другого, а как мы видели, персидская часть державы была сильнее мидийской. (Эта же мысль подчеркивается тем фактом, что медведь в 7:5 приподнялся с одного боку).
Посмотрите, что делает этот баран, символ Мидо-персидской державы. В стихе 4 говорится: “Видел я, как этот овен бодал к западу, и к северу, и к югу; и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него.” Держава широко раскинула свои границы, особенно в трех направлениях. Стеснено царство было только на востоке. На западе персы дошли почти до Греции, далеко протянулись на север, а на юге примыкали к Египту. Мидо-персидская империя занимала огромную территорию.
Мы об этой империи уже говорили. На надгробии Кира начертано, что он “завоевал для персов их царство”. Это Кир в 539 г. до н. э. завоевал Вавилон и позже разрешил депортированным иудеям вернуться домой. Его сменил правитель по имени Камбиз, о котором мы почти ничего не знаем. Третьим царем Персии — но вторым по значению — был Дарий Великий. После него пришел Ксеркс, и, скорее всего, именно он фигурирует в Библии как Артаксеркс, точнее Ахашверош, муж Эсфири. Последним великим царем Персии был Артаксеркс. Вот пять основных персидских правителей: Кир, Камбиз, Дарий, Ксеркс и Артаксеркс. Этот исторический период длился приблизительно с 540 по 420 г. до н. э.
Вслед за эпохой великих персидских царей наступил почти столетний период с чередой довольно незначительных персидских правителей. Началом упадка Персидской державы обычно считают год смерти Артаксеркса.
Но в эпоху правления великих персидских царей Персия расширяла свои границы и похвалялась своей силой. Стих 4 говорит о баране: “он делал что хотел и величался”. Итак, здесь изображена Персидская держава.
Козел с большим рогом
В стихе 5 появляется другое животное, козел: “Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был виден рог между глазами его”.
К западу от Персии, отделенная от современной Турции только проливом Геллеспонт, располагалась Греция. Если в стихе 20 нам говорится, что баран — это Мидо-персидская империя, то в стихе 21 сказано, что косматый козел — это “царь [или царство] Греции”. В битве между овном и козлом мы видим напряженную борьбу между Персией и Грецией.
Таким образом, это видение говорит о войне между двумя великими мировыми державами. Взгляните еще раз на стих 5: козел летел; его ноги не касались земли. Именно так шла по земле армия Александра — с огромной скоростью и почти не встречая сопротивления.
У козла между глазами был виден рог. Рог часто символизирует правителя. Как правитель Греческой империи, Александр Македонский имел большую власть. В своих завоеваниях он двигался на восток.
В стихе 6 мы видим противоборство между Грецией и Персией: козел “пошел на того овна, имеющего рога...” Козел “поразил овна, и сломал у него оба рога; и не достало силы у овна устоять против него, и поверг его на землю и растоптал его; и не было никого, кто мог бы спасти овна от него” (ст. 7).
Эта картина битвы — хорошая иллюстрация случившегося. Греция завоевала Персию. Это произошло где-то между 330 и 320 гг. до н. э. Александр переправился через Геллеспонт и прошел на восток от Греции до самой Малой Азии. На юго-восточной оконечности Малой Азии, в большом сражении близ города Исс Александр разбил персидскую армию. Затем он продолжил свой путь на юг, в Палестину и далее в Египет, присоединяя все на своем пути к своей империи. Затем он повернул на север и через Сирию направился в сам Вавилон. Он снова атаковал персов, наголову разбил их и провозгласил себя правителем всей той территории. Именно тогда, как говорит предание, он заплакал оттого, что больше не осталось миров, которые можно было бы завоевать. Он не знал, что существуют другие места в мире, такие как Австралия, Китай, Гренландия, Северная и Южная Америки. Он думал, что правит миром: ведь он завоевал Персидскую империю. Александр Великий умер в 323 г. до н. э.
Несмотря на свои обширные завоевания, персы всегда имели трудности с греками. Они постоянно пытались завладеть Грецией, но это им так и не удалось. Кир не взял Грецию. Дарий напал на Грецию, но греческие воины не пустили его туда. Говорят, Ксеркс видел, как греки потопили его военно-морской флот. Артаксеркс также сражался с Грецией, но безуспешно. Персы так и не смогли победить Грецию; они не смогли разбить ни Филиппа Македонского, ни Александра. Греки были неистовыми воинами; это были сильные люди с великой армией.
ВРЕМЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СМУТЫ
Даниилу была дана вторая истина о будущем: оно принесет время политической смуты. Будут войны, разделение народов и передел мира.
Стих 8 описывает, как Александр штурмом взял мир, а после тщеславился своими делами: “Тогда козел чрезвычайно возвеличился”. Но Александр умер в очень молодом возрасте, чуть-чуть за тридцать. Он так и не воспользовался плодами своих дел. Это типично для многих великих завоевателей.
Видение указывает на следующий факт: “Но когда он усилился, то сломался большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных” (ст. 8). Преемниками Александра стали четыре генерала, четыре “диадоха”, которые разделили империю Александра. Двумя из этих правителей были Лисимах и Кассандр, но два других оказали более глубокое влияние на библейскую историю. Птолемей получил Египет и стал правил им; Антигон получил Сирию, но долго править там ему не пришлось.
Антигона вскоре низложил генерал по имени Селевк, основавший к северу от Палестины империю Селевкидов, куда входила Сирия и прилегающие территории, простиравшиеся до самого Вавилона. Палестина оказалась как раз посередине — между государством Птолемеев в Египте, граничившим с ней на юге, и царством Селевкидов в Сирии, прилегавшим к ней с севера. Естественно, Селевкиды и Птолемеи воевали друг с другом. Эти сражения происходили в 200-х годах. Палестина была в центре большинства всех военных действий.
Птолемеи правили иудеями, и у них сложились вполне благополучные отношения. И сам Александр, и большинство египетских правителей относились к ним по-доброму.
Однако в 198 г. до н. э. все изменилось. Селевкиды одержали верх над Птолемеями и завладели Палестиной. После этого жизнь для иудеев стала совершенно иной. Завоевателем Птолемеев был Антиох III, известный как Антиох Великий.
Этих властителей, которые стали править империей Александра, и символизируют четыре рога, вышедшие вместо сломанного рога козла в стихе 8. Мы можем быть уверены в этом толковании благодаря объяснению, которое дается в стихе 22: “Он сломался, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из того народа, но не с его силой”. Из Греческой империи вышли четыре царства, управляемые диадохами.
ВРЕМЯ ГОНЕНИЙ
Третья истина, данная Даниилу, состояла в том, что будущее принесет иудеям гонения. Конец ветхозаветного периода не обойдется без страданий.
Стих 23 говорит: “Под конец же царствования их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь — наглый и искусный в коварстве”. Этот царь описан в стихе 9: “От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу, и к востоку, и к прекрасной стране”. Этот страшный, наглый правитель должен был прийти от одного из этих четырех царств, от царства Селевкидов. Он нападет на юг, Палестину, а затем направится на восток и к “прекрасной стране”.
Прекрасная страна, на которую он должен был напасть, — это Палестина. Антиох Епифан завоевал прекрасную страну. Стихи 10 и 11 дополнительно характеризуют этого наглого правителя, представленного в видении небольшим рогом, который чрезвычайно разросся:
«И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть этого воинства и звезд, и попрал их; и даже вознесся на Вождя воинства этого, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его».
Антиох III взял Палестину для Селевкидов в 198 г. до н. э. Его сменил другой правитель (или два), а потом власть над царством перешла к Антиоху IV, известному как Антиох Епифан. Это имя он дал себе сам. “Епифан” буквально означает “великолепный, сияющий”. Этот наглый правитель считал, что он Теос Эпифанес, “явленный Бог”. Иудеи между собой называли его “Антиох Епиман”, что значит “Антиох Безумный”. Последнее определение, кажется, более точно характеризует этого человека.
Антиох Епифан занял Палестину, а затем предпринял попытку войти в Египет, но римляне не пустили его туда. Тогда он жестоко расправился с Иерусалимом, осквернив храм и перебив много народу.
Итак, мы можем был вполне уверены, что этот небольшой рог в стихе 9 — Антиох Епифан. Он называл себя богом. Слова “Вождь воинства” означают Самого Господа; тот властитель попытался стать равным Богу. Им “отнята была у Него ежедневная жертва” и осквернен храм. Регулярной жертвой иудеев Богу была жертва всесожжения, которую приносили утром и вечером. Каждый вечер люди могли взглянуть в сторону храма и увидеть небольшое облако дыма. Каждое утро они могли, встав, обратить взор к храму и увидеть другое небольшое облако дыма. Жертвы состояли из одного ягненка вечером, одного ягненка утром и по два ягненка утром и вечером в субботу. Жертвы всесожжения совершались в храме постоянно. Антиох Епифан прекратил эти жертвы Богу. Он использовал храм для жертвоприношений Зевсу и поставил там своих жрецов. Он даже принес в жертву свинью и облил весь храм свиным варевом. Его злодеяния и неуважение к Божьему народу послужили причиной вспыхнувшего Маккавейского восстания.
Стих 12 как раз и говорит о том периоде, когда Антиох Епифан прекратил жертвы Богу: “И воинство предано вместе с ежедневной жертвой за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и преуспевал”.
Антиох Епифан по-своему распорядился храмом и поверг истину на землю. Он растоптал Божью истину. Он не посчитался с людьми, их поклонением и Божьей волей для них. Он старался эллинизировать их и заставить поклоняться греческим богам. Он пытался запретить им совершать обрезание и даже сделал попытку устранить знаки обрезания. Он хотел заставить их приносить жертвы богу Зевсу.
В это время в поддержку Маккавеев и восстания возникла большая партия сопротивления под названием “хасиды”, что значит “набожные”, или “чистые”. Они были готовы скорее умереть, чем покориться Антиоху Епифану, и многие из них так и сделали. Из партии хасидов, этих “благочестивых”, выделилась секта иудеев, все еще широко известная в дни Иисуса, — фарисеи. За две сотни лет их набожность претерпела изменения в худшую сторону. Фарисеи, о которых мы читаем в Новом Завете, считали себя набожными, но учили своим преданиям, заменяя ими Божье Слово. Сегодня, говоря о самых чистых, самых ортодоксальных иудеях, мы называем их хасидами.
Иудеи-хасиды были в оппозиции к Антиоху, потому что видели, что он “поверг истину на землю”. В течение 3,5 лет — в течение “времени, и времен, и полувремени” (см. 7:25) — храм был заброшен; поклонение прекратилось, утренние и вечерние жертвы не приносились. Несомненно, принесение в жертву свиньи и вылитое по всему храму свиное варево было особенно отвратительно, потому что Бог объявил свинью нечистым животным. Антиох осквернил весь храм; он заходил туда, куда хотел, даже в святое святых.
Иудеи должны были избавиться от этой скверны, прежде чем снова поклоняться там Богу. Они заново освятили храм около 165 г. до н. э. Иудейский праздник в честь этого события — Ханука, “праздник обновления”, который упоминается в Ин. 10:22.
Естественно, иудеев ужасали все эти надругательства над храмом. Стих 13 приоткрывает нам их реакцию с точки зрения “одного святого” и дает проблеск надежды:
«И услышал я одного святого, говорящего; и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: “Насколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?”»
Стих 14 отвечает на этот вопрос: “И сказал мне: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится»”.
Подсчитайте, сколько дней в 3,5 годах: очень близко к 1260. Жертвы нужно было приносить утром и вечером, поэтому если умножить каждый день на два, по одной жертве утром и по одной вечером, то получается число, очень близкое к 2300. Согласно стиху 14, будет пропущено 2300 жертв, а потом они возобновятся. Это согласуется с сорока двумя месяцами, 1260 днями и всеми другими числами, которыми пользовались для выражения времени испытаний. По истечении этого времени, сказал святой, святилище полностью очистится.
ВРЕМЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Вот четвертая истина о будущем, открытая Даниилу: конец ветхозаветной эры будет отмечен жестоким гонением, но оно сменится восстановлением.
Вас не озадачивают 1260 дней и другие числа? Даниила они тоже озадачивали. В ст. 15 он говорит: “Когда я, Даниил, увидел это и искал значение его...” Даниил был благословлен — как и мы — ибо он получил божественную помощь в понимании видения. Он говорит: “Вот, встал передо мною как облик мужа. И услышал я из середины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! Объясни ему это видение!»” (ст. 15, 16).
В Библии по именам названы только два ангела: Гавриил и Михаил. Этот ангел был Гавриил — тот, который явился Марии и Захарии (Лк. 1:18, 19, 26, 27). Хотя мы часто представляем себе Гавриила трубящим в рог, Библия в таком виде его не изображает. Он помог Даниилу понять это видение:
«И он подошел к тому месту, где я стоял. И когда он пришел, я ужаснулся и пал на лицо мое. И сказал он мне: “Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!” И когда он говорил со мной, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне, и поставил меня на место мое, и сказал: “Вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени”» (ст. 17-19).
Мы можем быть уверены в толковании, которое Гавриил дал Даниилу. Начиная со стиха 20, нам объясняется это видение. Гавриил сказал, что Греция, косматый козел, завоюет Персию, двурогого барана (ст. 20). Сломанный рог косматого козла символизирует правителя Греции — Александра Македонского. Четыре рога, вышедшие после сломанного рога, олицетворяют четырех военачальников, которые придут на смену Александру. Они встанут во главе четырех царств, два из которых — царство Птолемеев и царство Селевкидов.
Все это подводит нас к стихам 23 и 24, двум стихам, рассказывающим об Антиохе Епифане:
“Под конец же царствования их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь — наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силой, и он будет производить удивительные опустошения, и преуспевать и действовать, и губить сильным и народ святых”.
Эти события произошли приблизительно в период между 168 и 165 гг. до н. э., то есть в течение 3,5 лет. Стихи 25 и 26 еще более подробно характеризуют Антиоха Епифана:
«И при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою. Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам».
Этот наглый и хитрый правитель воспротивился даже Владыке владык — Самому Богу — и именно Бог в конце концов поразит его. Он будет сокрушен, “но не рукою человека” (ст. 25; Современный Перевод).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эта встреча глубоко подействовала на Даниила. Он говорит: “И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней” (ст. 27). Когда он встал и снова приступил к царским делам, то продолжал изумляться видению “и не понимал его” (ст. 27). Ему было велено хранить видение и его смысл в тайне.
Что мы вынесли из этого видения? Как мы узнали, оно говорит о грядущих событиях. В будущем должны произойти завоевания. Греция завоюет Мидо-персидскую империю. Иудеям будущее принесет политические беспорядки и яростное гонение. В дни Антиоха Епифана иудеи подвергнутся жестоким гонениям. Но после этого, однако, восстановится поклонение в храме. Бог низложит наглого правителя, и иудеи смогут продолжить свое служение Богу. Все это произойдет до того, как Бог установит Свое царство.
Мы не знаем, что будущее припасло для нас, зато знаем, что мы должны сохранить верность нашему Богу независимо от того, что будет. Мы должны быть преданы Ему несмотря на войны, политические перевороты и гонения. Когда приходят времена и возможности для восстановления новозаветного христианства, давайте незамедлительно пользоваться ими с той же энергией, с какой воспользовались ими иудеи.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД