Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Тишина" (СССР, 1964): мнения киноведов

Тишина. СССР, 1964. Режиссер Владимир Басов. Сценаристы Владимир Басов, Юрий Бондарев (по одноименному роману Ю. Бондарева). Актеры: Виталий Коняев, Георгий Мартынюк, Лариса Лужина, Наталья Величко, Владимир Емельянов, Николай Волков, Лилия Гриценко, Сергей Плотников, Георгий Жжёнов, Владимир Земляникин, Виктор Ломакин, Геннадий Ненашев, Евгений Лазарев, Всеволод Сафонов, Михаил Ульянов, Лидия Смирнова, Иван Переверзев и др. 30,3 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Выдающийся актер и режиссер Владимир Басов (1923-1987) снял 19 фильмов, из которых 8 вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов. Драма «Тишина», поставленная по роману Юрия Бондарева (1924-2020), - одна из самых известных его работ.

-3

В год выхода работы В. Басова и Ю. Бондарева на экран киновед Александр Караганов (1915-2007) писал, что «фильм «Тишина» по-настоящему многопланов. События и происшествия послевоенной жизни Сергея Вохминцева, его друзей и близких раскрываются не только в их непосредственном, «сюжетном» содержании. В фильме, и прежде всего в образе его главного героя, речь идет об очень важных и дорогих всем нам принципах и законах человеческого поведения и мышления. О коммунистической идейности советского человека. О том, чтобы каждый вкладывал в нужное людям и обществу дело свой духовный и нравственный максимум. Не осторожничал, когда нужно быть бесстрашным. Додумывал свою мысль до конца даже тогда, когда на полдороге остановиться и спокойнее и приятнее. Делал для людей, для общества, столько, сколько можешь, не высчитывая со скаредностью Шейлока, как бы не переработать лишнего, сверх положенного, как бы не получить меньше положенного» (Караганов, 1964: 22-23). Караганов А. Современность героической темы // Вопросы киноискусства. М.: Наука, 1964. № 8. С. 5-26.

-4

И уже в XXI веке киновед Ирина Гращенкова, на мой взгляд, верно отметила, что «фильм «Тишина» … был глубоко драматичен, но не пессимистичен. Авторы, герои, зрители из того поколения победителей верили в торжество справедливости, победу сил добра над злом, верили той стране, за которую стояли насмерть «на безымянной высоте»… Жизнь в ее свободном, подробном, можно сказать многожанровом течении, когда психологизм не убивает интонации романтической, камерным любовным сценам не мешает проза жизни, которую неожиданно взрывает метафоричность сна героя, - это и есть торжество киноромана. … Трудно сказать, как сложилась бы судьба фильма в официальных инстанциях, если бы он сразу не завоевал восторженного зрителя и покровителя в лице Н. Хрущева» (Гращенкова, 2010: 61). Гращенкова И. Басов Владимир Павлович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. М.: НИИК, 2010. С. 60-62.

Итак, это были мнения киноведов.

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020