Известная российская оперная певица видит в карантинной ситуации глубокий смысл
– Где вас застал карантин? Как проводите время на самоизоляции?
– Помните как у Пушкина в «Дорожных жалобах»: «Иль со скуки околею где-нибудь в карантине!» Нет, как говорится, не дождетесь! Не поддаемся скуке в самоизоляции! Более того, мы с мужем совершили массу полезных дел, до которых руки просто не доходили – перетрясли все шкафы, обнаружили много всякой всячины – нужной и не нужной, нашли книги и диски, которые считали утраченными и потому забытыми! Радости и восторга не счесть!!! Читаю, пишу, закончила вторую книгу серии «Оперные тайны», слушаю много музыки (не оперной) и стараюсь осмысливать происходящее…
На место негативных эмоций, которые были поначалу, приходит осознание того, что реально происходит на нашей планете, и как мы все впишемся в это новое энергетическое пространство и время, которое, безусловно, придет на смену «старому миру». Это неизбежно, я уверена, так как цивилизация подошла к некому рубикону, где экологическая, энергетическая, духовная катастрофы достигли максимальных показателей и стоны Земли – в прямом и переносном смысле – были слышны даже лениво спящим и не верящим ни во что. И все то, что случилось – результат и чьей-то злой воли, и объективная печальная реальность отжившего бытия нашего мира.
– Какие ваши проекты пришлось отменить или перенести из-за пандемии?
– Очень и очень много… И про каждый проект, который отменяли, думали – «ну вот следующий уж точно будет»… А когда стало ясно, что эта история надолго, успокоились и приняли ситуацию, как неизбежную и, потому, необсуждаемую с самими собой – это так и всё! Отменились два моих концертных тура и десять выступлений в крупнейших городах страны – их перенесли на осень. Перенесли мои мастер-классы и семинары в Италии и Германии, выступления моей Академии на двух значительных фестивалях в Италии, Международном конкурсе молодых исполнителей (где я – президент конкурса) в Ярославле (село-музей Вятское). Перенесли концерты моего фестиваля «Провинция – душа России» на осень. Отменился проект «Московские посиделки» в Московском доме книги, который за время своего существования уже превратился театрально-концертный интерактивный, то есть с участием публики, арт-проект. Отменены до конца сезона все спектакли «Пушкинианы» в Волковском театре в Ярославле, где я играю главную роль – самый кассовый спектакль первого русского театра.
Но я абсолютно уверена, что в условиях меняющихся реалий нашей жизни, в условиях безусловной и тотальной перестройки сознания и духа, все намеченные проекты приобретут новые грани, формы, наполнятся новым содержанием, о котором я раньше и не думала. И они обязательно состоятся – в будущем.
А сейчас эти новые формы, идеи, смыслы буквально растворены в пространстве – вопрос в том, сможешь ли ты их услышать, почувствовать и затем воплотить?! Вот к этому надо стремиться! Вот здесь-то эти «дни тишины» без нашего вечного «бега с препятствиями» в ежедневных буднях и проблемах и понадобились очень сильно. Кому-то, кто способен подумать, переосмыслить – это все только на пользу. А кого-то ситуация только раздражает, разжигает агрессию. И это тоже понятно – работы нет, денег нет, «гайки закручивают» - что делать? Для всех нас (по-своему, конечно) как никогда актуальны слова из каверинских «Двух капитанов»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»!
– Продолжаете ли общение с учениками – если да, то каким образом?
– Да, обязательно общаемся! Это очень важно, чтобы был постоянный контакт! Доверие, понимание и тепло в отношениях «Учитель – ученик» - это залог хорошего результата! Я всегда стараюсь развивать в учениках пытливость ума, разнообразие интересов ко всем видам творчества! Натягивается некая нить, некая пуповина, которая позволяет питать знаниями молодого исполнителя, заставляет его анализировать все услышанное и увиденное, вырабатывать правильный вкус, ощущать правильные направления в репертуаре, находить для себя ориентиры и верный вектор в развитии своих данных! У них всегда много вопросов ко мне, они скучают по занятиям, а я по ним… Они ведь становятся твоими детьми в каком-то смысле!
Мы отказались от идеи заниматься по скайпу или другим интернет-программам. Это ужасно… Ничего не понятно, все искажается, всем тяжело, устаем и результат – ноль! Решили так – я даю задание, говорю, кого послушать из мастеров, и они по ватсаппу присылают свои арии, романсы, а я делаю свои коррективы, замечания. Конечно, все это не идет ни в какое сравнение с истинным, глубинным, вдумчивым процессом живой работы, но что делать… Надо пережить этот кошмар и начать вновь трудиться, как надо!
– Ваши просветительские концертные программы последних лет чаще всего шли в сопровождении камерного ансамбля «Гармония». Что с его музыкантами – на каких условиях «отпущен» коллектив на вынужденные каникулы, что с их заработком?
– Мои концертные программы действительно построены как некий салон, концерт-перфоманс, где я пою, рассказываю и стараюсь погрузить публику в атмосферу той эпохи, в которой создавались те или иные музыкальные шедевры. Эту идею я взяла у таких выдающихся личностей, как Полина Виардо, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, у концертов Русского музыкально-просветительского общества, Керзинских собраний и т.д. Это необычная форма для артиста музыкального театра, так как ты сам и модератор, и исполнитель, и автор каждой программы. Обычно бывает так, что лектор расскажет, музыканты поиграют, певец споет – каждый о своем. А в моем случае – концерты превращаются в некий спектакль, действо, перфоманс, связанные одним энергетическим узлом!
Мне эта форма очень интересна, и я вижу, что публика очень откликается на эти концерты, где представлена новая форма, некий синтез искусств. И, конечно же, здесь должен быть коллектив единомышленников, людей креативных, с идеями, разносторонних и открытых на разного рода музыкальные эксперименты, связанные с импровизацией, тонким ансамблевым чутьем и т.д.
И у меня подобралась чудесная команда – они все самодостаточны, работают в разных коллективах (театры, филармонии), и мы варьируем состав в зависимости от задач программы, объема зала, гастрольных возможностей и т.д. Они сейчас, как и все, занимаются дома с сохранением зарплаты и ждут… Как ждем все мы «луча света в темном царстве». Идей – море! Хочется музицировать!
– Как изменились ваши творческие планы, и как вы планируете концертную жизнь дальше – с какого срока, переносятся ли концерты или уже будут верстаться заново?
– Знаете, очень верно сказано: «Если ты хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». А в это время, которое мы проживаем – время великого перехода нашей реальности в новые, более высокие вибрации и измерения, когда Пространство начинает работать абсолютно иначе, чем мы привыкли в наших прежних представлениях и ощущениях – вообще абсурдно говорить о планах!
Поэтому я решила, что все планы по возобновлению активной работы я начну, когда Пространство, высшие силы и вся ситуация в мире позволит это начать – никаких дерганий и насилий сейчас быть не может! Работать над собой, думать, учить и учиться… Копить знания, силу Духа и быть в состоянии самопознания и осознания этого важного периода… Но, предварительно – с осени (сентябрь, октябрь) все, что переносилось, должно начать осуществляться.
– Что вы вообще думаете об этой ситуации – так сказать онтологически? Большие художники, творческие личности чувствуют иначе, чем простые люди: исходя из этого, как вам кажется, о чем вообще этот кризис?
– Вы очень верно поставили вопрос – это действительно кризис с массой вытекающих из него последствий! Кризис экономики, политики, культуры, общественных связей, духовно-нравственных ценностей, образования, медицины – в общем, всего, что есть жизнь человеческого общества на планете! Эта беда зрела давно, так как вся логика развития общества потребления в постиндустриальную эпоху уперлась в некий тупик.
Эксплуатация недр земли, ее водных ресурсов, уничтожение флоры и фауны, загрязнение воздуха – создали объективную картину экологической катастрофы и Земля начала отвечать разгулом стихий, ураганов, землетрясений, извержениями вулканов, я уже не говорю об испытаниях ядерного, химического и бактериологического оружия, испытаниях в космосе! И на этом фоне – бешеное обогащение элит, во многом причастных к этому – в прямом смысле слова – убийству нашей прекрасной матери – Земли! И при этом – дикое обнищание и тяжелейшее положение людей, вынужденных выживать и бороться за свое существование из-за такого несправедливого, неправомерного способа распределения доходов от использования возможностей и ресурсов планеты.
Образовалась некая «могучая кучка», которая контролирует, распределяет, диктует все условия жизни в мире! И при них состоят люди – некий слой прикормленных, которые допущены к «кормушке» и готовые за этот допуск платить честью, совестью, обладающие, так сказать, как это ни цинично звучит, гибкостью морали! И, как вы понимаете, в руках этих групп людей сосредоточены богатства, власть, основные рычаги управления! А в обществе тотальной несправедливости пропаганда СМИ работает именно на эту группу людей.
– Многие говорят, что устала природа от человека. И потому остановлено производство и вообще многие виды деятельности и людей, и для Земли, ее экосистемы это – хорошо. Но в том числе блокирована во многом и культура, деятельность в этой сфере. Это побочное явление пандемии или это тоже какой-то знак, может быть, сигнал из вселенной для всех нас?
– Мы спрашиваем – куда исчезли фантастически талантливые спектакли, фильмы, песни, программы ТВ, концерты, настроенные и настраивающие на самые лучшие, добрые, глубокие мысли и чувства у людей? Откуда эта агрессия, разнузданность, пошлость, примитивизм, льющийся на нас со всех сторон изо всех средств СМИ? Почему сегодня дети (за редким исключением) хотят быть бизнесменами, политиками, сразу метят в «звезды» театра и кино, хотят сразу получить право управлять и командовать, как это делают отпрыски сильных мира сего?! Вы можете сказать - «но ведь так было и раньше?!». Было! Но в процентном соотношении, сейчас, это достигло угрожающих размеров! Почему во всех сферах жизни все решается по понятиям – насколько ты близок к тому или иному «сильному дяде»? Наверное, это кому-то не понравится, но мое мнение таково: да, вирус есть, но вирус создан искусственно! Это бактериологическое оружие, направленное на истребление некоторой части населения Земли! И эти элиты, о которых я говорю, достаточно открыто заявляли, что, мол, людей слишком много на Земле и всех не накормить – надо сократить «поголовье»…
Невероятный, античеловеческий, гнусный план, выполненный таким изощренно диким способом… Что эти люди задумали – с Богом померяться силой, вмешаться в божий промысел? Мы знаем, что такие игры заканчиваются очень печально. Это чистая дьявольщина… И я очень рекомендую посмотреть фильмы гениальных режиссеров на эти темы «Девятые врата» Р. Полански и «С широко закрытыми глазами» С. Кубрика… И еще эта «могучая кучка» задумала перевести образование – эту основу основ любого общества – в цифру! Это же убийственно для общества, это полное уничтожение психоэмоционального, духовного статуса человека и перевод его в состояние биоробота, абсолютно управляемого и не способного ни к какому творческому процессу! Это, видимо, и является целью и задачей этих элит…
В семьях моих друзей, у которых дети на онлайн-обучении, царит полный кошмар, как они говорят! Дети сходят с ума, у родителей просто депрессия, результата ноль, отупение и агрессия нарастают с каждым днем! Это вот такое общество мы хотим получить? Разве о таком мире мечтали наши великие пращуры – просветители, ученые мужи, оставившие такие образцы великого наследия в культуре, науке всему человечеству? Нет, нет и еще раз нет! Похоронить это все в виртуальном обществе полу-роботов, обслуживающих эту кучку вообразивших себя богами «темненьких людей»? Нет, господа, этот страшный план не удастся – я убеждена!
К вашему вопросу о самоизоляции – да, иногда надо просто побыть в тишине, покое, «поработать» мамой, женой, поразмышлять, помолчать и не суетиться… Но знать, что ты завтра можешь выйти и пообщаться с друзьями сходить в театр, кино, посидеть на творческих встречах… И вообще – жить, а не выглядывать из собственной двери, опасаясь, что тебя задержат, спросят про пропуск, оштрафуют, унизят, «загребут»… Разве это самоизоляция? Это подобие тюрьмы! Мы стали заключенными в этой истерии…
Вы скажете – во всем мире тоже такое творится! Да, но мои друзья в Америке, Голландии, Бельгии на карантине получали денежную помощь и всяческие социальные льготы! А почему у нас люди в абсолютно бесправном положении и без надежд на улучшение ситуации? У моих друзей, людей достаточно обеспеченных, которые ничего не просили у государства и приносили доход обществу, сейчас очень сложное положение, и они должны просить помощи у знакомых, чтобы поддержать хоть в какой-то мере красивые, важные проекты в России… Как это горько и несправедливо!
Всем тяжко, а творческим людям такие вынужденные простои, без каких-то видимых перспектив, могут обернуться трагедиями! Молодые артисты, только начавшие свою творческую жизнь, лишились работы, остались без средств, без гарантий на перспективу находятся в крайне негативном состоянии духа, в полной неизвестности! И если ты не силен духом, то все может обернуться очень печально – депрессивно для таких…
А какую публику мы получили на выходе из всего этого кошмара? Морально убитую, неплатежеспособную, занятую мыслями совсем не о высоких материях… В общем, этот кризис, этот переход в другую мерность поставит много вопросов перед каждым человеком и обществом в целом! Станем ли мы оцифрованными полу-роботами или вознесем еще выше великое звание Человека – Сотворца новой эпохи Знаний, Культуры и Просвещения?
– Оперные театры также закрыты. Последние годы многие деятели культуры, вы в том числе, не раз говорили о закате оперы, об утрате ею своего элитарного содержания, о выхолащивании этого содержания, о фактически смерти жанра в классической его форме. И вот теперь оперные театры не функционируют. Может быть, это и к лучшему? Может быть, это тоже знак чего-то?
– Сейчас шла по Большой Никитской – никого! Три храма подряд – все закрыто, и над этой тишиной плывет колокольный звон, такой мистически странный и жутковатый. Совсем непохожий на радостный пасхальный перезвон добросердечной, шумной Москвы на пасхальной седмице... Наверное, так звонили колокола в годины великих испытаний, заставляя задуматься о глубинных вопросах бытия, ценностях в нашей жизни и о себе самих и нашем будущем. И сейчас этот судьбоносный колокольный звон прозвучал и над Его Величеством Театром. А ведь театр – это тот же храм, он намного больше, чем место для развлечений, удовольствий, радостей общения на сцене и в закулисье, где цветут проблемы, интриги, триумфы и разочарования. Театр – это тоже соборность, это сакральное, жреческое, самозабвенное служение музам. Это предназначение театра, его изначальный животворящий родник, который питали люди – служители, огромные таланты, блистательные мастера, творцы!
Это потом те, кто не были наделены талантами, чистотой восприятия божественных энергий, окрестили театр местом для лицедействующих, рассказывая небылицы и сплетни об артистах, приписывая им страшные пороки и фобии, которые мучили их самих... Все это создавало некий интригующе привлекательный мир - богемно-околотеатральный, очень активно обсуждаемый, но весьма фальшивый по существу.
Да, все массовые мероприятия запрещены... Страшно? Да, конечно, как и страшно, что люди на Пасху из-за запретов не могли встретить этот великий день! А в войну храмы и театры по возможности работали. Случайно ли это происходит сейчас? Уверена, что нет! Здесь две стороны медали – люди погружаются в очень тяжелое состояние, чувствуя себя заключенными в четырех стенах и не имея отдушины в виде живой энергии присутствия на службе, на концертах и спектаклях... И никакие онлайн-трансляции не могут дать этот энергетический источник! А вот другая сторона вопроса куда более интересная для обдумывания... То, что мы переживаем огромный кризис театра - это факт!
Сегодня, в условиях рыночных отношений, оперный театр стал бизнесом – во-первых, и творческим объектом - лишь во-вторых! Рынок диктует абсолютно жесткие правила игры! Продавать любой ценой, быстро «создавать звезд», раскручивать их всеми честными и не очень способами, включая назойливую рекламу в соцсетях и СМИ, разжигая аппетит к их персонам, обсуждениями их гонораров, ценой на билеты, марками их платьев, украшений, описанием публики в таких же платьях и украшениях, посетившей их представления... Это имеет отношение к творчеству? Конечно, нет! И эти, так называемые «золотые», «серебряные», «платиновые» (ну прямо полезные ископаемые!) «звезды» путешествуют из театра в театр, из концерта в концерт именно по принципу «продаваемости», а ведь должно быть что-то еще в их искусстве, кроме этого!
На первом плане должны быть интересная личность артиста, режиссера, дирижера, который создает не товар, а высококлассный продукт, произведение искусства! И исчезновение этой сакральности театра, на мой взгляд, связано с тем, что акценты сегодня расставлены неверно! Почему сегодня режиссер в опере получил абсолютное право выбирать певцов по его виденью и слышанью? Не дирижер, не музыкальный руководитель, а именно режиссер! Не потому ли мы слышим такое количество певцов, не соответствующих роли – ни тембрально, ни энергетически?
Мы с Робертом (Роберт Росцик – супруг певицы и известный импресарио – А. М.) читали очень серьезные статьи известных критиков и музыковедов за рубежом – это называется miscasting, несоответствие роли! Но, несмотря на это, все продолжается! Show must go on! То, что сценическое действо идет в абсолютный разрез, разрыв, полное энергетическое, эмоциональное, зрительное несоответствие с музыкальным материалом – это стало нормой в сегодняшнем оперном театре! Приколы, шутки-прибаутки, стеб на сцене убирают ту энергию восторга от музыки, голосов, смыслов и задач оперного театра, ради которых творили великие мастера прошлого.
То, что приводило в восторг раньше, сейчас высмеяно, объявлено анахронизмом, нафталином, «старой школой». Верди говорил: «Вернитесь к прошлому и получите прогресс, движение вперед!» В этом и есть сакральный смысл театра – уважать первоисточник, следовать заповедям автора и искать интересную форму воплощения материала, не нарушая этическую, эстетическую и энергетическую структуру творения!
А что мы видим сегодня? Ровно всё наоборот! И что ужасно – эти спектакли не становятся любимыми у публики, да и у исполнителей тоже, они сходят со сцен ведущих театров, заменяясь новыми действами, еще более напичканными технологиями, странными решениями и еще более удаляющими зрителя от целей, задач, смыслов и природы оперного спектакля! При этом такие «поделки» удивительным, хотя вполне ожидаемым и объяснимым образом становятся обладателями всевозможных «премий» и провозглашаются ориентирами в сегодняшнем постановочном мейнстриме. Думаю, что «печальный звон колокола», это вынужденное молчание театра должно заставить директоров, менеджеров, режиссеров, дирижеров, певцов и всех причастных задуматься над тем, что театр не может больше идти тем же путем. Он обязан услышать этот новый вызов: принять новую реальность, опять стать храмом Души и настоящего творчества.
Убеждена, что время «эффективных менеджеров» должно смениться временем настоящих служителей и радетелей за истинное, искреннее, духовное, вдохновенное и человеколюбивое творчество. Да будет так!
30 апреля 2020 г., "Культура"