Перед нами - охваченные паникой люди, штурмующие отделение "прогоревшего" банка. Пожилая женщина падает в обморок, еще одна дама хватает за руку жандарма, умоляя его о помощи. Кто-то плачет, кто-то просто смотрит в пространство, не веря. что вся его благополучная жизнь обрушилась в один миг. Спокоен и невозмутим только лощеный господин в галстуке-бабочке: он явно сумел сберечь свое добро.
Узнаете? Это "Крах банка" русского художника-реалиста Владимира Маковского, представителя известной в 19 веке живописной династии. В отличие от блистательного брата Константина Маковского, типичного представителя "салонной" живописи, Владимир Маковский предпочитал изображать "непарадные" стороны жизни Российской империи - быт рабочих-сезонников, обитателей городских ночлежек, крестьян, мелких чиновников, разночинцев и иных обычных граждан.
Его картины воспринимались как ежедневная хроника, в которой находилось место всем проблемам большого города - от нищеты и повсеместного детского труда до пьянства, заставлявшего возмущенных граждан создавать общества трезвости и приносившего водочным фабрикантам огромные барыши.
"Крах банка" (1881) тоже изображает памятное всем современникам скандальное событие - крушение Московского коммерческого и ссудного акционерного банка, произошедшее 10 октября 1875 года и ставшее настоящей катастрофой для тогдашнего среднего класса (а также первым банкротством частного банка в истории Российской империи). Учредители банка не были откровенными жуликами вроде Сергея Мавроди - скорее они стали жертвами очередного мирового финансового кризиса и собственной некомпетентности, типичной для молодого российского капитализма и в конце 19 века, и сто с лишним лет спустя.
"В Москве теперь сильное волнение: лопнул Коммерческий ссудный банк, в котором у меня, как и в прочих частных банках, нет ни гроша, но тем не менее я другой день в каком-то лихорадочном состоянии, прислушиваюсь к этому общенародному бедствию. Акции этого банка все почеркнуты и на бирже не имеют никакой цены, а сколько получат вкладчики по билетам и текучим счетам — еще неизвестно, но говорят, что дефицит огромный... Правительство, кажется, серьезно озабочено, чтобы не было в Москве общего банкового кризиса, так как публика под влиянием паники, пожалуй, сразу потянет из всех банков свои вклады, и, как пишут в газетах, оно готово в этом случае идти на помощь к банкам. Председателем лопнувшего банка был молодой еще почти человек, некто Полянский, который, если ты помнишь, жил рядом с нами в Останкине. Теперь он уже арестован, и вместе с ним еще один директор, фамилии которого я не знаю. Прокурорский надзор начал уже следствие. В самом банке происходят раздирающие душу сцены: плачут, бранятся, падают в обморок — ужас, что такое!.."
Алексей Писемский, русский беллетрист 19 века
"Злым гением" Ссудного банка стал выходец из восточной Пруссии Генри-Бетель Струсберг, сколотивший капитал на самых выгодных подрядах 19 века - строительстве железных дорог. Ему доверились не только российские финансисты, но и магнаты Германии, Румынии и Австрии. Грандиозное предприятие Струсберга, получавшего миллионные кредиты под неосуществленные проекты, закончилось полным крахом - его выслали за границу, его российских соучастников отправили в годичную ссылку в Сибирь (откуда одному из них вскоре удалось бежать).
Еще одним последствием прогремевшей на всю Россию финансовой аферы стало ужесточение требований к банковскому законодательству, предотвращавшее подобные махинации. Так, число учредителей банка не должно быть меньше пяти. Членам правления банка запретили совместительство в других банках, также им запрещалось пользоваться вексельными кредитами в банке, где они работали.
В конце концов в относительном выигрыше оказались и вкладчики банка. В результате ликвидационных процедур и привлечения средств казны удалось компенсировать порядка двум тысячам обманутым вкладчикам до 75% их потерянных вложений. Жертвам "МММ", "Хопра" и других финансовых афер 1990-х ничего подобного не причиталось. Более того, дожившие до наших дней создатели "пирамид" продолжают окучивать доверчивых граждан - правда, уже в других странах..
Понравился рассказ? Поставьте "лайк" его автору!