Изучая тонны литературы, богословские дисциплины, делая акцент только на добрых делах и моральном воспитании, религия превращается в философию. К сожалению, часто мы верим не в Бога живого, а в учение о Боге, о Боге, который мёртв. Останавливаемся на обряде не желая проникнуть дальше.
Наверное, потому люди уходят из православия, а кто-то даже не хочет войти в него. Потому что не находят Бога. Не находят не потому, что Его в православии нет, а потому что чтобы Бога найти нужно приложить труд.
Человек хочет познать мистический опыт общения с живым Богом, общение не общее, а личное. Но даже если кто-то задержится в православной церкви, начнёт пытаться жить благочестиво, участвовать в таинствах, он всё так же может Бога не найти.
И через некоторое время, может весьма продолжительное, не найдя Сладчайшего Иисуса такой прихожанин отходит от веры.
Ему надоел обряд, одни и те же слова на проповеди о нравственном совершенстве и постоянно делание добра. Разве он не может это всё делать и в других религиях? Или занимаясь философией?
В худшем случае человек становиться скептиком и атеистом. Начинает “разоблачения” о том, что религию попы придумали, либо что благодать Божия покинула православную церковь и нужно идти в протестантизм и прочее.
Медитация как способ духовного блуда.
Другой сценарий: когда кто-то даже не хочет прикоснуться к православию пугаясь того самого обряда. Предлагает типичные оправдания: РПЦ для бабуль и глупых людей. Епископы ездят на Порше и прочее. Однако если человек занимается духовным поиском он всё равно найдет “пристанище”.
Таковым “пристанищем” стали восточные практики. Для кого-то йога, а для кого-то Буддизм с медитацией. Интересно, что медитация рекламируется почти во всех книга по саморазвитию. Подается под красивой обёрткой: избавляет от панических атак, негативных эмоций, будешь спокойных как удав.
Это правда. Медитация действительно помогает разгрузить нервную систему. Ещё до обращения в православие я сам занимался подобным духовным деланием. Но какой ценной даётся это спокойствие?
На одном из сайтов, которые я посещал тогда, была фраза: медитация — это не религиозное занятие. Ей может заниматься кто угодно, от христианина до атеиста. Это тоже правда, как и то, что блудом тоже может заниматься кто угодно.
Только первое это блуд духовный, а второе телесный. Человек трёхсоставное существо: дух, душа, тело. Медитация работает со всеми тремя. То есть это тоже духовный опыт, как в любой религии. Нельзя же молитву вырвать из религии и сказать: молитва — это не духовное занятие. Глупость же.
Но я не хочу разбирать подробно эти два случая, а беру их только как образец.
Итак, перед нами две ситуации:
- Первая: человек пришел с духовными исканиями в православную церковь. Но так и не нашел Бога за кучей условностей и потерей стремления.
- Вторая: человек не захотел войти в православие из-за предрассудков и нашел себе иное духовное занятие.
Оба ищут мистический опыт общения с живым Богом. Первый сознательно, второй неосознанно. Оба не находят, потому что плохо искали. В православии есть Господь и благодать Его никуда не делась, достаточно пообщаться с духовными людьми.
Осознать присутствие Бога можно тогда, когда сухая богословская теория превратиться в практику. В практику “умной молитвы”, в практику нравственного совершенства, в практику умаления ветхого человека и взращивание нового. Нельзя отвергать и обряд. Всё внешнее в религии — это помощь немощному разуму понять хоть что-то.
На это нужны силы. Чтобы это осознать нужно просить вразумления у Бога. Нужно остановиться в бесконечной суете. Припасть к ногам Иисуса и никогда не отпускать. Как змея сбросить старую пропитанную грехом кожу и сказать:
“...и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20)