"Потеют ладони, сердце отбивает чечетку. Тошнота подкатывает к горлу и желудок пульсирует вместе с сердцем, сжимаясь в три погибели. Мама! Я уже не помню ни вступления, ни окончания! Музыка диким ревом врывается в пределы моего мозга. Зачем она улыбается мне? Кажется, эти кровожадные зрители только и ждут моего косяка. Блин, как же мешает костюм! А эти старшие танцоры и преподаватели. Как же они посмеются потом над моими корявыми руками и ногами".
Но через секунду преподаватель подходит и обнимает тебя. Или ты со своими девчонками берешься за руки и потные ладошки твои находят такие же ладошки партнера по "несчастью" и бояться вместе, как в известном мультике, уже полегче. И вот он ... ШАГ ВПЕРЕД.
Небольшие казусы случаются даже с именитыми танцорами. Так что же, отказывать себе в радости выступления? Kami Liddle на Tribal Art Show 2014. Пусть предательски сползает часть костюма, но ситуация всегда под контролем!
Страх - это естественная реакция организма на стрессовую ситуацию в окружающей действительности. Современный мир с его открытым доступом к информации и многообразием форм взаимодействия людей словно "раздевает" тебя и выворачивает наизнанку вместе с фобиями, и социальный страх публичных выступлений (глоссофобия) оставляет тебя наедине с толпой.
Когда первый раз выходишь на сцену, ощущения непередаваемые... Этот первый раз прочно сидит в сознании каждого танцора. И именно от этого первого раза зависит многое в дальнейшей сценической карьере, да и неважно, будет ли в дальнейшем все связано со сценой, но корни хобби прочно совьются со стеблем повседневного распорядка, профессией. Будет это первое выступление связано с радостным воспоминанием или дебют окажется неудачным, но стартовая площадка на то и стартовая. И, ожидая своего выхода, ты на всю жизнь запомнишь, как это страшно, потому что неизведанно, и как это здорово, когда аплодисменты и обратная связь от людей, смотрящих по ту сторону сцены, придают уверенность тебе.
Вообще это хорошо, когда перед выходом ты чувствуешь легкое волнение и адреналин поступает в кровь, мобилизуя все системы организма. Проблемы начинаются с патологической парализующей фобии публичного выступления и сцены.
Но если вы пришли в танцы, вы же понимаете, на что подписываетесь?
Поэтому ГЛУБОКИЙ ВДОХ и следуйте советам уже видавших виды.
- Все с чего-то начинали. Это факт. Даже самые знаменитые танцоры наравне с тобой учились ходить, бегать, прыгать и разговаривать.
Даже самые большие звезды танцевального мира имеют слабости, переживания и страхи. Даже они боролись с вредными привычками и трудным периодом в жизни. Мы все не уникальны в своих страхах! Просто знай, что ты не одинок в своих переживаниях. - Почему бы не рассмотреть танец как личный вид медитации, способ остановки времени, способ релаксации и прихода в состояние равновесия? Во время выхода на сцену просто забудь, что это сцена. Представь самую уютную обстановку и самых доброжелательных людей вокруг. Поверь, никто не хочет закидать тебя помидорами.
- Твои эмоции должны быть искренними. Выходя на сцену, представь, что ты доносишь до людей что-то важное, хочешь поделиться непременно. Твои эмоции очень видны зрителям, поверь, даже если сцена так далеко, что 1-2 ряд с трудом увидит неровный контур твоей помады. Верь в то, о чем танцуешь. Танцуй танец, а не технику.
- Нет времени на тренировки и отработку номера? Это первостепенная "закалка" начинающего танцора. Отработка номера даст тебе силы и шанс выехать "на автомате" в стрессовой ситуации. Ну а время... Его никогда не будет хватать. Но знай, что тренировка дает тебе заряд бодрости, и для всех дел ПОСЛЕ тренировки обязательно найдется время и силы. Мы уже повторяли и повторим еще раз - успевает везде тот, кто никуда не спешит. И выходить в поле боя лучше подготовленным.
- Лажай с уверенным лицом. Ты человек, а не машина, и непредвиденные ситуации случаются с каждым, даже с самым именитым артистом. Просто улыбайся! Просто спаси ситуацию своими эмоциями. Просто еще раз прочти пункт 3.
- Если ты выступаешь с группой, это и легче, и сложнее одновременно. Плечо товарища всегда придает уверенности. Но в группе всегда видны несинхронности и неточности, даже если ты стоишь в третьем ряду с краю. Репетируем! В любой непонятной ситуации. Если ты один (одна), то тем более репетируем. Заполни собой сцену. Захвати внимание зрителя.
- Первый шаг сделать сложнее всего. Просто подыши перед заветным стартом. Глубокий вдох и медленный выдох. Сердце придет в норму и не станет выплясывать автоматную очередь. Выпей глоток воды, если пересыхает горло и спазмы скручивают все внутри.
- Проверь удобство костюма. У тебя не будет времени на сцене думать еще и о спадающей юбке, улетающих брюках или развязанных шнурках. Все должно быть максимально комфортно ПЕРЕД выходом и проверено загодя на репетиции. По той же причине проверяй музыку и записывай трек на несколько носителей, если это выступление "в поле".
- Я УЖЕ НЕ ТА, ЧТОБЫ ВЫСТУПАТЬ?.. Что-что? Так обычно восклицают женщины, оказавшись в смешанной группе наряду с молодыми девчонками. Так стань ТОЙ, кем ты и должна быть, просто посещая тренировки! Не лишай себя удовольствия общения, танца и физической нагрузки. Если бы вы видели, как расцветают женщины прекрасного возраста, когда выходят выступать (а перед этим ваш покорный слуга слышит это раз 50 от каждой), то никаких сомнений уже не остается. Каждая может это сделать!
- Мысли рождают ситуацию. Прекрати программировать себя на неудачу. Лучше вообще не думай ни о чем. Уже проверенный факт. Если говоришь партнеру, чтоб в танце он(а) не уронил(а) реквизит (хуже - только тебя), то это обязательно случится. Просто расслабься и перестань притягивать негатив!
Неважно, сколько тебе лет, кто ты за пределами сцены и что в детстве ты путалась в своих ногах. Главное - что сейчас ты транслируешь со сцены все лучшее, что есть в тебе! Танцевальная группа Tamarind Tribal.
Так продуктивно пересекаться в творчестве с доброжелательностью и позитивом. Как приятно идти, не зацикливаясь на прошлых и, тем более, будущих ошибках. Как здорово не бояться главного наркотика танцора - СЦЕНЫ. Того самого пространства, где ты и твои коллеги являются главными здесь и сейчас. Где ты даришь отличное настроение, где наступает апофеоз твоего творчества, ради чего ты пришла в танцы.
А раз это та самая заветная мечта, зачем бояться ее осуществления?