Я даже не сомневаюсь, что этот фильм не нужно представлять. Сто раз я его смотрела и меня мучает один вопрос: почему Павел Свеколкин приехал через двадцать лет, хотя до этого не собирался. Да, он, по его словам, писал, я думаю - вначале. Никто не будет писать двадцать лет в пустоту.
Предполагаю, что Свеколкин и в молодости знал, что его сослуживец по Красной Армии, ныне знаменитый оперный бас Дмитрий Ладыгин, - порядочный бахвал и умом не блещет. Вообще, эта дружба сильно преувеличена Ладыгиным-старшим. Он самовлюблен, ему кажется, что все от него в восторге.
Зачем же Павел приехал, да еще с дочерью, очень миленькой девушкой, и пустил ее вперед, в качестве поклонницы. Видно не был уверен, что зазнавшийся певец его примет, а поклонницу - впустит наверняка.
Аннушка говорит Ладыгину-старшему, что по своей инициативе пришла вперед , это не так - мы видели, она звонила под присмотром отца. Свеколкин отправил ее сам и обещал придти скоро, вероятно предупредив, что певец может начать распускать руки.
Открытая и наивная девушка сама не предположила бы опасности в посещении известного советского артиста, солидного человека, а то что-то она все время опасается, чтобы не обнимал. В общем, все это "внедрение" разыграно как по нотам.
Потом дядя Митя пытается угадать профессию приятеля и при слове "кассир", все та же правдивая Аннушка кричит, что он угадал. Получается предположение Ладыгина случайно совпало с решением скрывать профессию и с дочкой все было обговорено?
Предложение ехать на дачу было действительно внезапным, но на него сразу согласились. Так зачем Свеколкину понадобился Ладыгин и тот ли Ладыгин?
Вернемся к началу, там есть эпизодический герой, для сюжета лишний, - академик Полынов, учитель вирусолога Алексея Ладыгина, племянника Дмитрия Романовича. Он говорит своему ученику, что тот удачлив, но должен быть осторожен - у него много завистников, которые нападут при первой неудаче. Это очень важная фраза, которая объясняет многое.
У Алексея уже полоса неудач: подопытной обезьяне становится все хуже, наконец, она умирает. А что если предположить, что завистники активизировались раньше? Фильм снят в 1956 году, "оттепель" только началась и люди еще не забыли куда писать доносы.
Конечно уже не расстреливают, не обвиняют в шпионаже на иностранные разведки, но растрата государственных средств из-за некомпетентности или халатности этого мальчишки-выскочки тоже кому-то выгодна. А средства на научную работу по созданию вакцины могут быть большие, так что возможно, это относилось и к ведению Комитета госбезопасности.
И представляется мне, что вызвали Павла Свеколкина вежливые люди в погонах и предложили проконсультировать, как специалиста-биолога, что там происходит у этого Ладыгина-младшего, помочь разобраться: премию ему давать или отправить учителем биологии в советскую школу, чтобы государственные средства не транжирил, а пользу приносил.
Когда такие люди просят, партийный человек и так понимает, что ему приказывают. Ну, а потом, Свеколкин, к удивлению дяди Мити, грамотно беседует с Ладыгиным-младшим на научные темы. Тот, человек не от мира сего, не находит в этом ничего странного. Ему кажется, что биология интересует всех. Затем Алексею звонят откуда-то из верхов и сообщают о присуждении премии.
Что характерно, о том же самом, дяде Мите заранее сообщил сам Свеколкин, тот снова удивился, а приятель сослался на связи среди кассиров. Алексей еще до дачи не доехал, а новость его опередила.
Все дальнейшее действие относится к личным и семейным отношениям, которые тоже интересны, но моих сомнений не касаются. Кстати, о днях военной молодости бывшие красноармейские соратники так и не поговорили, а на приглашение заезжать Свеколкин недвусмысленно ответил, что разве что еще через столько же лет.
А что вы думаете о моем предположении? Как вам нравится фильм?