Неочевидные последствия, о которых молчит учебник
К моменту дворцового переворота 1762 года в России было около 16 500 чиновников. Это было чуть больше, чем в Пруссии, территория которой составляла около 1% территории Европейской России. Российская империя хронически страдала от недостатка управления. При этом чиновники в Пруссии набирались из выпускников немецких университетов, тогда как единственный русский университет, Московский, был основан только в 1755 году и страдал от недостатка и учителей, и учеников. Уже наказы депутатам Уложенной комиссии выявили вполне понятные недостатки в системе местного управления. Все сословия жаловались на волокиту, самоуправство и отсутствие правосудия вдали от Петербурга. Указывалось на отсутствие лекарей, аптек, больниц, богаделен, сиротских домов, казеных хлебных амбаров, банков, почтовых станций, школ и т. п. Чумной бунт 1771 года в Москве был ясным свидетельством того, что даже в древней столице царствует антисанитария и невежество. В ходе Пугачевского бунта местная власть не смогла ни предупредить восстание, ни подавить его в зародыше, ни организовать сопротивление.
Почти весь 1775 год Екатерина II провела за подготовкой губернской реформы, которая была завершена к ноябрю. Ее удобно представить в виде трех уровней — администрация, управление и просвещение.
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
На самом элементарном уровне изменилась карта административно-территориального деления. К началу реформы Россия делилась на 25 губерний, состоящих из нескольких уездов. В течение нескольких последующих за 1775 годом лет число губерний было доведено до 50. Но уже одно это имело глубокие последствия. Во-первых, впервые проводились четкие границы между губерниями и уездами, составлялись подробные карты. Во-вторых, многие города впервые становились центрами губерний, или по крайней мере одного из 493 уездов. Прежде в России просто не было такого количества городов, поэтому некоторые из них были созданы с нуля или «произведены в города» из деревень. С 1775 года берут начало такие города как Пермь, Екатеринбург, Саранск, Усть-Сысойск (ныне Сыктывкар) и другие. Наконец, в этих городах образовывалось огромное по тем временам число чиновничьих вакансий. Новые местные органы потребовали увеличения чиновников с 16 500 до 27 000 человек. Кратно вырос запрос на образованные кадры.
2. УПРАВЛЕНИЕ
Не только выросло число губерний, но и менялись принципы управления ими. Впервые в русской истории финансовые и судебные функции на местах были отделены от исполнительной власти. Как и прежде, власть в губернии сосредотачивалась в руках губернатора, но в учреждении губерний подчеркивалось, что он не может быть судьей. Финансами ведал вице-губернатор, руководивший казеной палатой, а суд осуществляла сложная система судебных органов.
Новшеством было то, что к управлению на местах широко привлекались сословия, которые получили часть власти впервые со времен земской реформы Ивана Грозного. Дворянство, купечество и государственные крестьяне формировали свои сословные суды и посылали делегатов в принципиально новый орган — приказы общественного призрения. Эти приказы занимались содержанием школ, больниц, богаделен и исправительных домов. Казна отпускала на нужды приказов общественного призрения 15 000 рублей и давала специальные инструкции по содержанию подведомственных учреждений. Помимо этого, дворяне получили возможность собираться на дворянские собрания, которые могли решать местные насущные нужды и доносить о них центральной власти.
3. ПРОСВЕЩЕНИЕ
Губернская реформа была не просто административной мерой. Это был просвещенческий проект (Что такое просвещение?). Для городов создавались типовые планы либо веерной, либо перпендикулярной планировки. Строились первые каменные дома, расширялись и спрямлялись улицы, ведущие к центру города, роль которого обычно исполнял либо собор, либо дом губернатора. Губернатор понимался не просто как чиновник, но как несущий высокую европейскую культуру в провинцию. Им выделялись специальные суммы для закупки приличествующей мебели и столовых сервизов, а в их обязанности входило проведение балов и организация досуга местного дворянства. Благодаря губернской реформе Екатерины II, петровская европеизация наконец достигла самых отдаленных уголков империи.
Далеко не все проблемы удалось решить, но система местного управления просуществовала до реформ Александра II, а в некоторых фундаментальных чертах — и до 1917 года. Хотя волнения не исчезли, масштабных восстаний подобно пугачевскому в Российской империи не случалось до революции 1905-1907 годов. Если Петр I создал центральные органы Российской империи, ее армию и налоговую систему, то прерогатива оформления местных органов власти принадлежит Екатерине II.
Читай также - Как при Екатерине II зародилась общественная жизнь