Найти тему
Классическая ГИТАРА

Дмитрий Черевко: «вплоть до начала XIX века музыканты воспринимали авторский текст как приглашение к соавторству»

Оглавление

Дмитрий Черевко — российский виуэлист, мультиинструменталист, концертмейстер и фотограф. Ссылки на его ресурсы вы найдёте в конце статьи, а далее — эксклюзивное интервью с ним.

Видео: «Rammstein - Diamant (Vihuela Cover)».

Расскажите, пожалуйста, о важнейших вехах своего музыкального пути

Музыкой начал заниматься ещё в школе — «в каморке, что за актовым залом». В 1997 году с отличием закончил музыкальное училище по классу флейты. В 2002 году закончил Петрозаводскую Государственную Консерваторию им. Глазунова по классу гобоя.

В 1999 году стал инициатором создания ансамбля старинной музыки Drolls, который состоял из студентов Петрозаводской консерватории. Автор практически всех аранжировок коллектива (на данный момент ансамблем выпущено 13 релизов).

В 2017 году мастером Михаилом Федченко (Санкт-Петербург) специально для меня была построена ренессансная виуэла и параллельно деятельности в Drolls началась сольная деятельность.

В феврале 2018 года был выпущен сольный альбом «SanzCruz», состоящий из произведений авторов 17 века Гаспара Санса и Антонио де Санта-Круза. В июне 2018 вышел альбом под названием «Silva de Vihuelas», состоящий из произведений испанских авторов 16 века для виуэлы (Алонсо Мударра, Луис Милан, Луис Нарваес, Диего Писадор, Диего Ортис, Энрике Вальдеррабано). Готовятся к выходу ещё несколько аудио релизов.

Весной 2020 за моим авторством вышла первая антология виуэльных рукописей на русском языке (издательство «Планета Музыки», СПб,2020).

Участвовал в мастер-классах Эндрю Лоуренс-Кинга (Москва, 2017) и Шавье Диас-Латорре (Москва, 2018) как активный участник.

Популяризирую исполнение на виуэле при помощи видеоканала на Youtube и с помощью концертов-лекций.

Видео: «"La mañana de San Juan" by Diego Pisador - vihuela».

Расскажите, пожалуйста, о книге «Виуэла. Загадка Ренессанса», как она создавалась и зачем. На сайте «Планета музыки» я увидел «тираж 80 экз.», действительно так мало? Почему решили делать именно физическую книгу?

Первоначально, конечно, книга не планировалась. В какой-то момент я плотно занялся реконструкцией виуэльных рукописей (их относительно мало, если сравнивать с лютневым репертуаром, и это редко исполняемый репертуар) и подготовил аудио альбом, полностью состоящий из этих произведений. Но в процессе работы мною было получено столько интересных сведений об истории виуэлы, её окружении, что мне стало понятно, что об этом стоит рассказать.

К тому же, меня довольно часто спрашивали о переложениях виуэльной музыки для классической гитары. Я ведь играю по историческим табулатурам, но для неподготовленных музыкантов это сложно, и им доступнее обычная нотная запись. Так возникла идея печатного издания, снабжённого нотным разделом, в котором будут как табулатуры, так и нотная запись, плюс аудиоприложение, где всё это можно ещё и послушать.

Что же касается тиража... Не секрет, что бумажные носители переживают не самое лучшее время, и издательства очень неохотно идут на выпуск рискованных с коммерческой точки зрения изданий. К тому же, если речь идёт о совершенно неизвестном в нашей стране инструменте.

Но санкт-петербургское издательство «Планета Музыки» согласилось взять мой материал. Первый тираж, насколько я знаю, почти распродан. Так что, будут допечатки, и они уже будут несколько бо́льшим тиражом. Но, конечно, речь идёт о сотнях экземпляров. Это очень специфическая тематика, не рассчитанная на массовую аудиторию.

Что означает понятие «исторический музыкальный инструмент»? Это мёртвый инструмент? Инструменты имеют срок жизни, как люди? Каковы причины их «смерти»?

Это означает, что инструмент существовал в определённый исторический период. Именно в этот период на нём играли, сочиняли для него музыку, он был частью живой музыкальной культуры. Он не хуже современного инструмента, он полностью отвечает эстетике своего времени. И, конечно, если на инструменте продолжают играть, он не мёртвый!

Надо понимать, что музыкальный инструмент — это именно инструмент, то есть вещь, с помощью которой добиваются определённого результата труда. В данном случае — музыкального. Пока инструмент отвечает эстетике, он живой, но как только меняется музыка, она начинает требовать других инструментов, и прежнее поколение уходит в тень за ненадобностью. Не потому, что они хуже! Просто их время прошло.

У музыкантов прошлого было весьма утилитарное отношение к музыке и музыкальным инструментам. Инструменты безжалостно переделывались под новые задачи (менялись грифы у гитар, усиливались корпуса и так далее).

И никому не приходило в голову играть музыку не сегодняшнюю. Это было просто неинтересно для живой музыкальной традиции. Никому и в голову не пришло бы из года в год играть одни и те же пьесы. Напомню, что еще во времена Моцарта «старинной» называли музыку старше пяти лет с момента написания 😃

Видео: «Pange Lingua sobre el contrabaxo (Ramillete de Flores, 1593) - vihuela».

Что означает понятие «аутентичное исполнительство» и как вы к этому относитесь?

Это оксюморон. Мы не можем исполнять «аутентично», так как мы не обладаем мышлением людей прошлого. Ну, и для аутентичного исполнения вам нужен аутентичный слушатель. А у нас даже слуховое восприятие другое! Мы окружены сверхгромкими звуками, это агрессивная среда, абсолютно неведомая людям прошлого, которые громче церковного колокола или грома ничего в своей жизни не слышали.

И потом, музыка это устное искусство. До сих пор, ученик получает основную информацию от учителя в устной форме. В музыке подобное общение — основа основ. И никакие трактаты не способны его заменить.

Поэтому музыкантами было выбрано несколько более точное определение — «исторически информированное исполнение» (HIP). Оно более адекватно. Мы пытаемся узнать как можно больше о музыке, её эстетике и техническом исполнении определённого исторического периода и реализовать их как можно более близко к предполагаемому оригиналу.

Но, как говорил один из основателей исторического исполнения Николаус Арнонкур: «Между абсолютно исторически достоверным, но мёртвым исполнением, я предпочитаю исполнение исторически не точное, но живое.» И это важно! Музыка живёт только в момент исполнения, и относиться к ней как к музейному экспонату нельзя.

Немаловажно помнить, что вплоть до начала 19 века музыканты воспринимали авторский текст как приглашение к соавторству, который они вольны «раскрасить» по своему разумению. То есть, главенствовала устная традиция над письменной.

По сути, любительское музицирование (по нотам или табулатурам) начало появляться только в 16 веке, с развитием книгопечатания. Профессионалы играли только собственные сочинения и импровизировали на ходу, в режиме реального времени оперируя огромным багажом музыкальных мотивов и заготовок.

Вот эта особенность исторического исполнения на мой взгляд наиболее интересна. Если очень упрощённо, то её можно сравнить с джазовой импровизацией.

Поэтому, музыканту, который имеет опыт игры в рок-группах, в джаз-бэндах гораздо проще понять принципы исполнения исторической музыки, нежели выпускнику консерватории, воспитанному на непререкаемом авторитете композитора над исполнителем.

Ссылки

Интервью с исполнителями на классической гитаре (список статей этого канала).