Оптимистическая предвзятость и человеческое стремление к поиску информации.
В последние месяцы, на фоне биологических и психологических потрясений, вызванных пандемией, люди по всему миру столкнулись с еще одним видом лавинообразной информационной перегрузки. Внезапно многие из нас не в состоянии вывести глаза из экранов. Мы следим за новыми событиями, читаем новые теории, прислушиваемся к новым интерпретациям, обсуждаем новые сообщения. Мы делаем это на разных языках, в разных часовых поясах, и все это время жалуемся на то, что наше жадное потребление новостей делает нас несчастными.
Какие механизмы стоят за этой ненасытной жаждой информации?
По словам нейробиолога Тали Шарота, мы ищем информацию из-за того, что мы предсказываем, что информация с нами сделает, а не из-за того, что она на самом деле делает. И все это связано с тремя мотивами, которые движут нашим поиском знания: полезность, познание и эмоции.
Вот доктор Шарот в своих собственных словах об увлечении человека знаниями.
Почему у человека есть желание искать информацию?
Наши исследования показали, что существуют три различных мотива, побуждающих человека искать информацию. Первый - полезность, может ли информация помочь мне? В условиях пандемии вы можете подумать: "Если я получу больше информации, то смогу лучше спланировать или лучше защитить себя".
Второй мотив - когнитивная полезность - могу ли я использовать информацию для лучшего понимания мира? В наших нынешних условиях когнитивная полезность, вероятно, является одной из основных функций информации. Существует много неопределенности, и мы пытаемся ее уменьшить, стремясь получить больше информации. Хотя, я думаю, что информация, которую мы получаем в настоящее время, может привести нас к еще большей путанице и неопределенности. Например, противоречивые отзывы, которые мы слышим о приобретении иммунитета против вируса. Таким образом, больше информации может отрицательно сказаться на нашем познании.
Третий мотив - аффект - может ли информация вызвать у меня определенные эмоции? Например, вы можете продолжать смотреть новости с надеждой услышать что-то хорошее, например, новую вакцину или прогресс в нашей борьбе с вирусом. Даже если мы продолжаем разочаровываться, мы продолжаем искать информацию, потому что чувствуем, что наконец-то получим хорошие новости. Вот тут и появляется предвзятое отношение к оптимизму.
Какие механизмы мозга управляют всем этим поиском информации?
Есть доказательства того, что система вознаграждения и допамин вовлечены в поиск знаний. Но как именно это работает, до сих пор остается неясным. В более ранних гипотезах утверждалось, что информация сама по себе является вознаграждением более высокого порядка, потому что знания всегда ценны. Согласно этим теориям, любая информация-положительная, отрицательная или нейтральная - будет закодирована в вашем мозге в качестве награды, что заставит его высвободить допамин и подтолкнет вас к поиску дополнительной информации. Мы обнаружили, что когда речь заходит о дофаминовых системах среднего мозга, только положительные знания кодируются в качестве награды более высокого порядка. Таким образом, когда эти системы мозга кодируют ценность информации, основанной на этих трех мотивах, в среднем, ценность награды будет выше, когда она положительна.
Знать всегда лучше, чем не знать?
В экономике и ранних нейронаучных исследованиях было классическим предположением, что знать всегда лучше, чем не знать. Но я не думаю, что это правда. Все три мотива могут быть негативными - вы можете ожидать, что информация будет плохой, не будет полезной и негативно повлияет на ваши действия. Тогда ценность информации будет отрицательной, и поэтому вы избежите информации. Тот факт, что люди избегают информации, дает нам большую подсказку, что больше информации не всегда является положительным для мозга. Если вы ожидаете, что полученная информация будет отрицательной, то мозг не будет реагировать на нее так, как это происходит с вознаграждением. Это вызовет торможение и заставит вас не приближаться к информации, а избегать ее.
Может ли то, как мы ищем информацию, стать окном в наше душевное здоровье?
Наши недавние исследования показывают, что люди с большей вероятностью будут искать информацию, когда сочтут ее полезной или позитивной, или когда речь идет о вещах, о которых они часто думают. На индивидуальном уровне людей можно охарактеризовать как группы, исходя из мотива, который наилучшим образом объясняет, почему они ищут информацию. В одних людях преобладает аффект, в других - действие, в третьих - познание. Оказывается, что эти три группы отличаются по результатам психического здоровья. Наиболее устойчивыми к психопатологии являются те, кто ищет информацию в основном благодаря познанию. Другими словами, их поиск информации во многом обусловлен желанием понять окружающий мир. В среднем, ваша группа со временем останется стабильной. Но люди меняются и состояния имеют значение. Если я ставлю вас в определенные условия, или если я изменяю ваше аффективное состояние, то это может изменить ваш информационный мотив.
Вопрос в том, вызывает ли поиск информации психопатологию или психопатология вызывает поиск информации. Наша гипотеза заключается в том, что она двунаправленная. Вероятно, то, как Вы будете искать информацию, ухудшит некоторые психические расстройства или даже защитит Вас от определенных болезней. Но также, если у вас уже есть определенные условия, это может привести к тому, что вы будете искать информацию. На данный момент, однако, все это корреляционно, и мы пока не знаем о причинно-следственной связи.
Почему многие из нас склонны к оптимизму?
Оптимистическая предвзятость связана с нашими ожиданиями на будущее - когда мы ожидаем, что все будет лучше, чем есть на самом деле. Исследования показали, что предвзятое отношение к оптимизму усиливает мотивацию, защищает наше психическое и физическое здоровье. Исследование, опубликованное в журнале "Природа" несколько лет назад, показало, что общество будет развиваться оптимистично, а не пессимистично до тех пор, пока вы не окажетесь в угрожающей среде. Наличие такой предвзятости означает, что люди не только ожидают позитивных вещей, но и думают, что они могут сделать что-то, чтобы защитить себя. При нынешних обстоятельствах, например, люди могут думать, что они менее склонны к заражению коронавирусом, потому что они думают, что контролируют его. В какой-то степени они... когда мы остаемся дома, мы защищаем себя.
Оптимистическая предвзятость также может повысить мотивацию. Если вы считаете, что можете добиться успеха, вы, скорее всего, приложите больше усилий для того, что вы делаете. В наших исследованиях мы обнаружили, что если вы ставите людей под угрозу и повышаете уровень кортизола, то происходит быстрое изменение в том, как люди учатся обновлять информацию на основе положительных и отрицательных данных, что приводит к тому, что предвзятость в отношении оптимизма исчезает. Пристрастие к оптимизму проявляется в том, что оно является гибким и приспосабливается к окружающей среде.
Как мы можем оставаться оптимистами в трудные времена?
Я думаю, что предвкушение и готовность к действию являются ключом к сохранению нашего благополучия. Важно иметь что-то, чего можно ждать с нетерпением, особенно сейчас, когда многое отменяется. Во-вторых, постарайтесь вернуть себе ощущение распорядительности или контроля над своими обстоятельствами. Это можно сделать, начав новые проекты, или даже решив потреблять меньше новостей. В недавнем исследовании мы обнаружили, что люди, у которых было больше организованности, были более оптимистичны. Более того, организованность и оптимизм были также защитным фактором - люди с высоким чувством организованности чувствовали меньшее снижение своего счастья в данный момент.