Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

Фильмы, благодаря которым Кино, - стало Искусством.

Оглавление

Стоит иногда поговорить о фильмах, которые прировняли Кино к таким видам искусств как: театр, живопись, музыка, литература... Объединив в себе все это, Кино стало эпохальным и монументальным событием за очень короткий срок, которое завладело нашими умами, сердцами и душами.

Мы не коснемся, пожалуй, Люмьеров и Мельеса, потому что Люмьеры сами считали, что кино скоро забудется как игрушка на полке, а Мельес - отец художественных, а не документальных как у Братьев Люмьер фильмов, - все же находился в промежутке, когда кино считали третьесортным видом досуга, а таких абсурдных слов как "монтажер" "киноактер", "кинорежиссер", "кинокритик" просто не было. Поэтому начнем мы не с конца 19-ого века, а с его начала.

Конкретно о каждом представленном ниже фильме, можно говорить бесконечно, но лучше самим все увидеть, если Вы вдруг о них не знаете. Поэтому мы просто вспомним их и коснемся самых разных фильмов, разного времени, но до 1950-ого года, чтобы загнать себя в хоть какие-то рамки. Многие критики, режиссеры и актеры говорили, что самое лучшее, что когда либо было снято, было снято в эпоху Немого Кино. И отчасти это так. Все, какие новшества подарил нам звуковой кинематограф - это, как неудивительно, звук. И, пожалуй, все.

"Приход звука в Кино - было неизбежным явлением... Но оно пришло слишком рано... Слишком рано..."
- Фрэнсис Форд Коппола.

1. Рождение Нации.

Режиссер: Дэвид Уорк Гриффит. США. 1915.
Режиссер: Дэвид Уорк Гриффит. США. 1915.

И первый фильм, благодаря которому Кино - стало искусством и бизнесом одновременно. Принесший невероятные деньги, фильм, в который изначально мало кто верил. Он был один из немногих, который имел колоссальный хронометраж в то время - 190 минут! - Тогда было принято снимать короткие фильмы, но более того! Это был первый фильм, который задал главный тон в Кино, благодаря которому оно отличалось от других видов искусств - Монтаж, то что делало Кино таким, какое оно есть. И суть не просто в склейках, а что находится "между ними". Внутрикадровый монтаж, параллельный монтаж, крупные, общие, средние планы - все это "Рождение Нации", которое присвоило Дэвиду Уорку Гриффиту звание "Шекспира Кинематографа". К тому же тогда было принято так: вот все, что ты снял, то идет в фильм, а Гриффит занимался именно монтажем картины, убирал лишнее и оставлял только то, что было необходимо. Все приемы, сделанные им, потом применит и Эйзенштейн в "Броненосце".

Конечно, последовали и скандалы в адрес режиссера, по поводу расисткой темы и Ку-Клус Клана, но суть фильма была совершенна не в том, чтобы представить белую расу, как спасителей от "черной заразы". Это глупости! Но Вы только подумайте: мог ли человек, снявший фильм о расизме, через год снять фильм, который называется "Нетерпимость"? Стоит думать об этом, когда смотришь "Рождение Нации". Но тем не менее не скандалы интересны вокруг этого фильма, а само Кино, которое должен посмотреть каждый... В прочем как и любой фильм, представленный ниже...

2. Кабинет Доктора Калигари.

Режиссер: Роберт Вине. 1920. Германия.
Режиссер: Роберт Вине. 1920. Германия.

Фильм, положивший начало "немецкому экспрессионизму". Явлению, которое равно по значимости с "Итальянским Неореализмом" или "Французской Новой Волной". Родоначальник фильмов Ужасов. Авторское произведение искусства, в котором абсолютно все идеально и имеет художественное решение, направленное в одно русло. Лица, грим, декорации, интертитры, игра актеров, сюжет: все подчинено, как-будто сомнамбула идеи фильма.

Он был популярен во всем мире. И надо ли говорить, какое влияние указал на все последующие фильмы. Из-за него создалось целое направление, которое было так уместно и своевременно после Первой Мировой Войны, когда ее ужасы целой нации, проигравшей в этой самой войне, страх, нищета, бедность материальная и душевная, - вдруг перенеслась на экран и стала олицетворением того, что произошло с немцами.

3. Броненосец "Потемкин".

Режиссер: Сергей Эйзенштейн. СССР. 1925.
Режиссер: Сергей Эйзенштейн. СССР. 1925.

Ну и фильм, который постоянно цитируют и превозносят даже американцы, говоря, что это лучший Советский фильм. А некоторые считают, что это и лучший фильм вовсе. "Гордость Советского Кинематографа", где одна только сцена с лестницей - уже является лучшим, что когда-либо снимал Эйзенштейн. Фильм, который даже сам Геббельс - пропагандист Третьего Рейха, - считал достойнейшим произведением, и что нетвердый духом человек, может, после фильма стать большевиком.

Фильм много раз занимал первую строчку, в разные годы, становясь самым лучшим фильмом на свете. И опросы эти были всемирные. Этот фильм должен посмотреть каждый русский человек и испытать гордость за то, что когда-то такой же русский человек - снял подобный фильм.

4. Страсти Жанны Д'Арк.

Режиссер: Карл Теодор Дрейер. Франция. 1928.
Режиссер: Карл Теодор Дрейер. Франция. 1928.
«Возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку»

Так говорил почти каждый критик. И кажется, что это правда. Датчанин, снимавший крупным планом актрису, добился такого эффекта, какого пытается добиться каждый режиссер. Он обнажил душу и нервы актрисы, которая сквозь немое кино, говорит о такой боли, которую невозможно было бы выразить словами. Также тут снимается и Арто - отец театра жестокости. И когда их дуэт вместе - время останавливается.

Многие считают фильм - вехой Немого Кино. Забавно... Когда появился лучший немой фильм - появилась и первая звуковая лента...

5. Певец Джаза.

Режиссер: Алан Кросланд. США. 1927.
Режиссер: Алан Кросланд. США. 1927.

Было бы странно, если бы мы не вспомнили этот фильм. Да, он уступает по качеству другим картинам, он и не авторский, но именно он ответственен за то, что сделал из Кино -аттракцион, но в хорошем смысле этого слова. Он подарил людям ту мечту, о которой они грезили как только появилось Кино. Они грезили о звуке, голосах, дыхании, песнях! И все это - подарил им Певец Джаза, который был с баснословно дорогим бюджетом и мог обанкротить компанию Warner Brothers, но вместо этого - принес колоссальную прибыль. Помимо номинации на Оскар за лучший сценарий (в первой в истории Церемонии), он получил почетный Оскар «за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли».

6. Цирк.

Режиссер: Чарли Чаплин. США. 1928.
Режиссер: Чарли Чаплин. США. 1928.

И куда мы без бродяжки Чарли? Человек, который в 1972-ом году получил почетную премию Оскар с формулировкой:

"За то, что Кино в этом веке стало Искусством".

Это и называется "работа всей моей жизни сделана". Трудно выбрать, конечно, один знаменательный фильм. Кто-то выберет, например, "Золотую Лихорадку", которая была много раньше, но мною выбран "Цирк", потому что даже после появления звукового кино, Чаплин продолжает работать в немом жанре и преуспевать в этом, как никто другой. Более того! На первой церемонии Оскар его номинировали на лучшую режиссуру ("комедия", тогда эта категория была разделена на две: "Комедия" и "Драма") лучший сценарий, лучшая мужская роль и лучший фильм... Академики были в шоке от этой демократии да и было очень опасно присвоить в первую же церемонию все награды одному фильму, ну, Бог с ним, одному фильму, но одному человеку? Это было через чур. И тогда было решено снять Чаплина со всех номинаций, чтобы присвоить ему одну почетную, ведь все единогласно понимали, что это произведение искусства. Звучала формулировка так:

«За многогранность и гениальность в актерском, сценарном, режиссёрском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме „Цирк“»

7. Андалузский Пес.

Режиссер: Луис Бунюэль. Франция. 1929.
Режиссер: Луис Бунюэль. Франция. 1929.

Отец авангарда. Направление, которое ставило на место коммерческий фарс, который не считали за кино вовсе. Скандальное и эпатажное. И еще бы, ведь режиссером был Бунюэль, а в со-авторы пришел Сальвадор Дали. Сюрреализм, который доводил зрителей до обморока, но в то же время, доводил зрителей и до экстаза, своей экстравагантностью образов. Вот он Ларс Фон Триер 20-х годов, только более резкий, более спонтанный и хаотичный, а сцена с глазом, бритвой и затем луной с облачком - один из самых мощных образов в истории Кинематографа, который на самом деле не значит ни-че-го, а создан лишь, чтобы зрителю стало тошно, глядя на это.

Фильм идет всего 16 минут. Потратьте их на этот фильм.

8. Правила Игры.

Режиссер: Жан Ренуар. Франция. 1939.
Режиссер: Жан Ренуар. Франция. 1939.

Мощнейшая сатира над обществом, полудетектив и жгучая мелодрама. В этом фильме есть всё. Актеры играют так современно и свежо, будто это "наши дни" и нет условности "старой пленки". Среди актеров играет и сам режиссер.

Десятилетиями он признавался, как один из лучших европейских фильмов. Французы "Новой Волны" хаяли все французские фильмы на свете, которые были сняты до них, но Ренуара они трогать не смели. Было табу и безмерное уважение, которое проявлялось в цитировании, оммажах и просто пересмотром до дыр его фильмов. Особенно "Правила Игры".

9. Гражданин Кейн.

Режиссер: Орсон Уэллс. США. 1941.
Режиссер: Орсон Уэллс. США. 1941.

Только Вторая Мировая Война помешала многомиллионным сборам, хотя даже полтора миллиона - это были колоссальные деньги. Орсон Уэллс снял кино и сам в нем сыграл главную роль.

Тогда, когда казалось бы, уже нечего придумать в кинематографе, он запускает такие приемы, которые сейчас кажутся клеше: крутящиеся газеты с заголовками, "ненадежный рассказчик", постоянные флешбеки, которые преподносились особым образом и, конечно, съемка широкоугольным объективом в художественном обрамлении и план с самых низких точек съемок. До сих пор многие считают, что это лучшее, что было снято в Голливуде. Он регулярно занимал первое место каждые 10 лет в опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов».

Премия Оскар за лучший сценарий и еще 8 номинаций сверху. Лучшая роль и фильм Орсона Уэллса.

10. Трамвай "Желание".

Режиссер: Элиа Казан. США. 1951.
Режиссер: Элиа Казан. США. 1951.

Ну и все-таки перейдем порог 50-ого года и закончим подборку фильмом, перевернувшим с ног на голову принципы актерской игры в Кино, с помощью Актера, который использовал и популяризировал метод Станиславского в Америке. Марлон Брандо показал, что можно играть, а можно жить ролью, но при этом все-таки быть в здравом уме и оставаться артистом. Великий фильм - великого режиссера, получивший 4 главных Оскара, а упущенный пятый за Лучшую Мужскую Роль до сих пор не могут простить Академии.

Хотя есть такая фраза, которую можно вполне здесь применить: "Лучшие из лучших не получают наград. Они в них не нуждаются".

__________________________________________________________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какие из этих фильмов смотрели Вы? Какие еще до 1950-ого года сюда добавите? Пишите в комментариях и оставляйте свои основополагающие лайки, которые позже, может, станут Искусством! О как!..

Подписывайтесь, Друзья! Будьте добры и здоровы!