Вопреки некоторым мнениям, немецкий блицкриг летом 41-го года проходил не как по маслу, и противник регулярно попадал в критические ситуации, причем иногда его части находились в состоянии настолько патовом, что Красная армия была близка к уничтожению врага. Однако, и вермахт был не лыком шит, так что удавалось ему в итоге добиваться ответных действий.
На самом деле, чаще всего противник попадал в сложные ситуации, когда думал, что полностью контролирует ситуацию, но в итоге оказывалось, что русские перехватывали тактическую инициативу, и тормозили даже наиболее боеспособные части. Чаще всего пользовались тем, что у врага много легких и полу-легких танков, а средних танков было хорошо если по батальону на дивизию. Одна такая история произошла 8-й танковой дивизией из состава 4-й танковой группы.
Давай те же разберемся в том, что тогда случилось в боях под Новгородом. Собственно, тогда у немцев все шло как нельзя лучше, части Северо-Западного фронта РККА были разбиты, и приходилось отвечать лишь точечными контрударами. Кто мог знать, что один из таких контрударов, окажется фатальным. А момент взяли самый лучший: немецкий фронт 4-й ТА разорвался из-за того, что левое крыло наступало в одном направлении, а правое в другом. То есть, противник желал захапать как можно больше простора, чтобы ударить по Новгороду и Ленинграду.
Так, 13 июля части 8-й тд вермахта, вооруженные в основном легкими чешскими танками с не самыми мощными 37-мм орудиями ринулись вперед. В Красной армии решили наброситься на нее используя три стрелковых дивизии (237-ю;70-ю и 183-ю), а также остатки 21-й танковой дивизии, в составе которой остались только легкие танки. Надо сказать, что несмотря на то, что дивизии имели опыт, а 70-я стрелковая дивизия воевала еще в советско-финскую, атака была крайне рискованная. Тем не менее, удалось буквально “собрать” 160 танков для того, чтобы ударить по 8-й тд вермахта, которая к тому моменту имела полный состав от 140 до 160 машин.
Собственно, в штабе Манштейна замешкались, когда 14 июля советские войска, которые еле держали оборону, сейчас перешли в наступление. Немецкому командованию не удалось грамотно провести ответные меры, и досталось больше всех немецким танкистам на танках фирмы “Шкода”. 15 числа пришлось организовать снабжение по воздуху, однако и советское кольцо держалось из последних сил. В итоге, 18 июля дивизии удалось вырваться из слабого кольца окружения, но только когда подошли две пехотных дивизии и моторизированная дивизия “Дас Райх” со специальными штурмовыми группами.
Немцы потеряли до половины своих танков, и в дело вмешался уже сам Гитлер, который приказал пехотным частям поддержать фланги танковых сил, и только тогда снова начать наступление.