Гай Юлий Цезарь принадлежал к старинному патрицианскому роду Юлиев, и вся его жизнь практически с рождения была так или иначе связана с политикой. Родители не жалели для своего наследника ничего, выбирая для юного Гая лучших учителей. К примеру, в Риме тогда самой известной была школа ритора Гнифона. Римскому общественному деятелю риторика была жизненно необходима для успеха. Школа пользовалась популярностью, её закончил в том числе и Марк Туллий Цицерон. А вот Цезарь в эту школу не ходил. Напротив, сам Гнифон приходил в дом Юлиев, чтобы учить юношу. Отец Цезаря не поскупился и нанял лучшего в Риме учителя, чтобы тот давал частные уроки его сыну.
Но когда Цезарю исполняется 15 лет, его отец, Гай Юлий Цезарь Старший, внезапно умирает. Поскольку других взрослых мужчин в его роду не осталось, юноша становится главой дома Юлиев. Одному в то бурное время было просто не выжить, Цезарь был вынужден примкнуть к какому-нибудь могущественному клану. Он женится на Корнелии, дочери консула Луция Корнелия Цинны, расторгнув для этого помолвку со своей прежней девушкой, Коссуцией. Та тоже была аристократкой, но не родственницей консула, и эта разница оказалась решающей.
Цинна был заинтересован в том, чтобы как можно быстрее сделать своего зятя влиятельным. Но каким образом? По возрасту Цезарь не мог занимать должности в римских магистратах. Да и не выбрали бы пока что никому не известного юношу на сколько-нибудь заметную должность. Но Цинна нашёл выход и назначил Цезаря собственной консульской властью на бывший вакантным уже два года пост фламина (жреца) Юпитера. Прежний фламин умер, и с того времени это место пустовало. Надо сказать, что из всех высших жреческих должностей фламины трёх великих богов (Юпитера, Марса и Квирина) считались старшими. То есть Цезаря сделали кем-то вроде кардинала, если использовать современные аналоги.
Почему же даже среди жадных до славы и почестей римских политиков никто не захотел стать фламином одного из великих богов и не возражал, чтобы консул посадил на этот пост своего юного зятя? Дело в том, что кроме почёта и уважения должность фламина практически ничего не давала — ни власти, ни денежных поступлений. При этом фламин был обязан строго соблюдать множество весьма неудобных ограничений. Он не мог ездить верхом, касаться сырого мяса и т.д. Самое главное, из-за этих ограничений и религиозных требований, фламину практически невозможно было участвовать в политике и делать карьеру.
Но и Цезарь фламином стать не успевает. Вскоре после его свадьбы с Корнелией, её отец Цинна погибает. Начинается гражданская война, к власти приходит диктатор Сулла и разворачивает террор, Цезарю приходится бежать из Рима. Лишь после смерти Суллы ему удаётся вернуться в столицу и заново начать политическую карьеру. Цезарь становится военным трибуном, потом квестором, а в 66 г. до н.э. (ему тогда исполнилось 34 года) — курульным эдилом. Это значит, что он теперь отвечает за городское строительство и прочие, как сказали бы сейчас, муниципальные вопросы. Цезарь ловко использует эту должность для организации (от своего имени и за свой счёт) роскошных игр, которые весьма способствуют его популярности.
В 64 году Цезарь возглавил уголовный суд Рима, а в следующем году был избран на должность великого понтифика (pontifex maximus). Эти выборы стоили ему больших денежных трат на подкуп избирателей. По свидетельству римских историков, таких как Плутарх и Светоний, сам Цезарь придавал им огромное значение. Он якобы сказал в день выборов своей матери: «Сегодня, мать, ты увидишь своего сына либо верховным жрецом, либо изгнанником». Зачем же Цезарю был нужен этот очень почётный, но не дающий денег и реальной власти пост? Ответ очень прост — Цезарь на должности главы всех жреческих коллегий Рима был нужен его покровителям. За юным и популярным Цезарем стоял исключительно богатая и влиятельная группировка Марка Лициния Красса.
Именно Красс был главным кредитором Цезаря, он снабдил его огромными суммами для обеспечения победы на выборах. Верховный понтифик обладал властью лишь среди жрецов, но в вопросах религии его авторитет был непререкаем. Если бы эту должность занял ставленник кого-то из врагов Красса, у него появилась бы возможность мешать всем начинаниям Красса. Например, перед тем, как отправиться в военный поход, следовало провести торжественное гадание. При зловещих знаках в ходе гадания поход полагалось отменить. Жрецы, если им было нужно, запросто могли устроить такое. Поэтому на посту понтифика, которому подчинялись все жрецы, Крассу был необходим свой человек. Желательно, хоть как-то связанный с религией, но поди найди такого среди римских политиков. Подошёл только Цезарь, некогда в юности едва не ставший фламином Юпитера, его и выдвинули на этот пост.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев