Уважаю учителей! Особый почёт и слова благодарности педагогам младшей школы! Им по результатам дистанционной работы нужно выплатить премии и увеличить зарплаты! В первую очередь, за умение оперативно перестроиться на новый режим трудовой деятельности и за их педагогическое терпение!
Они преданы своей работе. Любят детей. Знают, как поэтапно привести ребёнка к знаниям. Умеют наладить взаимодействие с родителями.
Они формируют личность обучающегося. Развивают индивидуальные способности учеников. Формируют положительную мотивацию и умения в учебной деятельности. Под их опекой младшие школьники овладевают чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности. Учителя младшей школы учат мыслить. Формируют у учеников элементы теоретического мышления. Они обучают простейшим навыкам самоконтроля. Под их руководством происходит формирование культуры поведения. Они занимаются развитием речи. Совместно с семьёй обучают основам личной гигиены и здорового образа жизни.
Но опыт организации и проведения дистанционного обучения в младшей школе в апреле 2020 года вызывает вопросы и позволяет говорить о некоторых учебных или педагогических противоречиях.
Внучке восемь лет. Она учится во втором классе московской школы. Всё, написанное ниже, основывается на наблюдении за ходом дистанционного обучения.
Дистанционный процесс организован через онлайн-платформу "Московская электронная школа".
Не буду оценивать эту облачную интернет-платформу. Сам в ней не работал. Сошлюсь на мнение детей: сына и снохи.
По мнению мамы внучки, некоторые темы сложно изложены, поэтому трудны для понимания и последующего объяснения. Кроме того, она утверждает, что один видеоурок в день - это катастрофически мало. Получилось так, что по всем предметам по одному уроку в неделю. Исключение составляет иностранный язык. Учитывая, что внучка учится во втором классе школы с углублённым изучением английского языка, то таких видеоуроков проходит два за неделю. В качестве положительного элемента данной онлайн-платформы моя собеседница назвала использование мультипликации для объяснения нового материала .
Учебные занятия по математике, русскому языку, литературному чтению, английскому языку и окружающему миру, по мнению членов нашей семьи, включая внучку, организованы качественно. Наша девочка добавила, что учится легко. Трудностей нет. Педагоги учитывают ситуацию. Принимают во внимание, что дистанционное обучение реализуется впервые. Поэтому все учебные задачи новы. Кроме того, школа оперативно реагирует на просьбы родителей. Второй урок английского языка появился в расписании по просьбам мам и пап учеников.
Итак, всё хорошо, прекрасно, здорово! Выполняются требования федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Обучение основано "... на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов...".
Но весь апрель 2020 г. рождалось впечатление, что основной школьный предмет - это физическая культура.
По мнению восьмилетней внучки, некоторые тестовые задания по этому предмету она могла выполнить только с помощью родителей. Физическая культура стала самым трудным уроком! Она стала "главным предметом" дистанционного обучения.
У меня возникает серия вопросов, связанных с преподаванием физической культуры в условиях реализации дистанционного образования. Для чего отвечать на тестовые задания по физкультуре во втором классе? Как данные задачи влияют на развитие детского тела? Каким образом тесты формируют навыки здорового образа жизни? Почему не учитывается возраст учеников при формировании заданий по физической культуре?
Вспоминаю своё школьное детство. Мы ждали уроки физкультуры. Для нас это был самый любимый предмет. На этом уроке можно было бегать, прыгать, скакать. Домашних заданий не было. Сидеть за партами и руки поднимать не заставляли. Учебная благодать!
Сейчас может сложиться другая ситуация!
Так тесты, предлагаемые во втором классе, и оценки, выставляемые за их выполнение, приведут к тому, что даже физкультура станет предметом, на который необходимо "натаскивать", готовить к прохождению тестов. Согласитесь, с таким подходом физическая культура может стать основным уроком дистанционного образования, особенно учитывая тот факт, что во втором классе многие теоретические аспекты, связанные с физической культурой, просто неизвестны.
Приведу несколько тестовых заданий, на которые отвечала внучка и её одноклассники по физкультуре.
В тесте задаётся вопрос "Входит ли норматив по челночному бегу в комплекс ГТО?"
Нужны ли эти знания ребёнку во втором классе? Может быть внучка проходит обучение в образовательной организации спортивной направленности?
Ответ однозначен. В восемь лет эти знания не нужны. В спортивной школе никто не обучается. Для детей физкультура необходима для физического развития.
Что делать?
Сформулировать задание, связанное с физической нагрузкой, выполнимое в условиях квартиры. Например, в течение минуты бегайте на месте, высоко поднимая колени, пусть мама или папа снимают выполнение упражнения на видео, полученный результат пришлите на электронную почту.
Ещё один пример тестового задания, вызывающего вопросы у детей и взрослых.
Объясните мне, уважаемые читатели, для чего во втором классе знать, на каком расстоянии прочерчиваются две параллельные линии "Старт" и "Финиш".
Каков итог?
Получилось так, что дети во втором классе не готовы к проведению занятий по физической культуре через решение тестовых заданий. Вероятнее всего, и учителя физической культуры не имеют опыта реализации дистанционного образования. Может быть другая версия ответа на этот вопрос. Интернет-платформы не учли особенностей проведения физкультуры, труда, рисования.
Есть и третья версия.
Нет необходимости навязывать педагогам какую-то конкретную платформу для организации обучения. А дать возможность выбрать тот вариант проведения дистанционных занятий, который будет результативным с учётом сложившихся условий.
Кроме того, педагогам необходимо больше доверять. А не исходить из того, что если работал на интернет-платформе, значит молодец. Если не использовал онлайн-ресурс, то не работал. Уйти от ситуации, когда оценивается не педагогический результат, а активность педагога на интернет-платформе.
Тогда и будет и федеральный закон выполнен, и второклассники будут понимать, что физкультура - это бег, а не его теория, и родители не будут осваивать теорию физической культуры, для того чтобы помочь ребёнку в выполнении домашнего задания.
Уважаемые читатели, каково ваше мнение по этому вопросу?