Как известно, одной из последних групп уральской рок-классики стали "Смысловые галлюцинации" - они стали последней группой Свердловского рок-клуба и первой уральской группой, задавшей тон новому веку. При этом об их трудах до первой волны всероссийской популярности не особо известно, хотя они стоят внимания. Посему задача данной статьи - компенсировать это недоразумение, а также просветить поклонников рок-музыки (да и не только), ранее не ведавших об этих работах.
Предыстория
Как известно, датой возникновения "глюков" (на Урале их также называют "галиками") считается 21 августа 1989 года - именно тогда возникло название с подачи одного из идеологов панк-культуры Свердловска и области - поэта и журналиста Константина Уварова. Стимулом создания коллектива стало предложение последнего поучаствовать в фестивале панк-рока в Тюмени. В результате чего коллектив был создан, но в Тюмень на фестиваль так и не попал.
Кроме Уварова, к созданию коллектива причастны были бессменный лидер команды Сергей Бобунец, в ту пору - завсегдатай рок-клубовских мероприятий и бас-гитарист концертных аккомпанирующих составов Макса Ильина (в будущем тот станет лидером группы "Собаки Качалова"), и панк-рок-бард Владимир Бурдин. Уже вместе с ними у группы был записан дебютный альбом "Союз нерушимых". В настоящее время его послушать не представляется возможным, так как оригинальный мастер-тейп хоть и не утерян, но и не найден.
Дебютным концертом "глюков" стало выступление на творческой мастерской рок-клуба в июне 1990 года. Невзирая на то, что группе не дали закончить выступление, их потенциал смог разглядеть администратор рок-клуба Рудольф Стерхов, после чего "галлюцинации" стали полноценной единицей Свердловского рок-клуба, а также - Музыкального общества "Бит-бардак", объединявшего панк-рок-группы Свердловска и области. Более того, одновременно коллегами новичков по обеим организациям стали группы "Солянка имени Бобы Докутовича" и "Бит-бардак", другим же коллегам - группе "Панки по пьянке" - повезло меньше, так как их отказались принимать в рок-клубовские ряды.
1990 год. Внешняя атрибутика
Самой первой работой, о которой впервые узнали о "галлюцинациях" как о новой группе стал магнитоальбом "Внешняя атрибутика" (в Интернете его ошибочно приписывают проекту Владимира Бурдина "Близкие покойного").
На самом деле, альбом является не столько творчеством "глюков", сколько первой сольной работой Бобунца - вместо оригинального тогдашнего состава, в записи принимали участие музыканты группы "Пораженцы" - Евгений Реутов и Олег Дудин. История записи альбома такая - Реутов пригласил молодой коллектив помочь в записи дебютного альбома "Пораженцев", а заодно и согласился помочь в записи "глюковского" альбома. Получилось задуманное частично - "Внешняя атрибутика" была записана, а "Пораженцы" записывали свою работу самостоятельно, так как "глюки" уехали с записью в Свердловск и забыли за помощь коллегам.
Открывался альбом весьма странным образом - на фоне гитарного аккомпонемента Бобунец выкрикивал нецензурные выражения, как бы намекая, что группа играет панк-рок. Аранжировки были выполнены минимально, по-панковски яростно и выразительно, при этом прослеживались и напоминание, что коллектив входит в рок-клуб, и навыки Бобунца, полученные во время работы с Максом Ильиным.
Репертуар "Внешней атрибутики" составили песни авторства Уварова и Бурдина. 75% композиций с альбома впоследствии будут переизданы в более поздних работах.
1992 год. ЙЁХХА
Политическая и экономическая нестабильность отражалась также на жизни и деятельности группы - уже в период 1990-92 годов "галики" то собирались, то распадались, то меняли какого-либо инструменталиста. А насчёт концертов - так их вообще можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но уже в 1992 году выходит их третий магнитоальбом "ЙЁХХА".
Стиль исполнения и аранжировки уже становятся более мягкими, приближёнными к паб-року. Однако генеральной волной остаётся панковская. В одной из композиций альбома - "Ноченька" - также нашлось место симфоническим отголоскам.
К моменту записи альбома состав группы выглядел следующим образом: Сергей Бобунец - гитара, вокал; Владимир Полуботько - бас, бэк-вокал; Александр Колбасов - гитара, бэк-вокал; Олег Анцирев (Панцирь) - барабаны, бэк-вокал; Олег Подосёнов (Ширман) - саксофон, клавишные. Добрая половина песен альбома принадлежит авторству уже тогда сидевшего в тюрьме Владимира Бурдина, некоторые из них уже писал сам Бобунец. И, как и с предыдущей работой, часть песен сохранялась в репертуаре "глюков" ещё долгое время, а одна из них - "В Сибирь" - вошла в репертуар группы "Пилот".
1993 год. Хочется думать
Уже в 1992-93 году "глюки" снова впали в спячку, но причина была куда более уважительной - Бобунец уехал в Москву на заработки, решил попробовать себя в коммерции. К счастью, тяга к музыке оказалась сильнее, и по возвращению на Урал Буба привлекает своих старых коллег и друзей для записи альбома "Хочется думать".
И на этом альбоме дело дошло до экспериментов - уже подача панк-рока стала меньше, чем в предыдущих альбомах, больше пошёл сдвиг в классическую "новую волну" и электронное звучание. Работа стала первым прообразом того, что впоследствии Бобунец назовёт "уральским экзистенциализмом". Впоследствии такое звучание будет одной из "фишек" "глюков" и сохранится до окончательного распада в 2017 году. В такой переориентировке коллектив обязан в первые годы именно Бобунцу и Ширману.
От панковского прошлого напоминали, конечно же, старые и новые песни, а также сами участники записи (Бобунец, Анцирев, Подосёнов, Колбасов, Полуботько и уже вышедший на свободу Бурдин). Также в альбоме нашлось место и стёбу - в "Поп-попурри" высмеивалась массовая популяризация низкопробной попсы, захлестнувшей российский музыкальный рынок (среди песен, "спародированных" участниками группы, фигурировали популярные в ту пору "Дельфин и русалка" Игоря Николаева и "Лёха" Алёны Апиной, а также песня "Пять ребят", имевшая успех у советских туристов).
Как и с предыдущими работами, и добрая половина материала позже переиздавалась и сохранялась в репертуаре, и свердловская публика принимала песни на "ура", хотя и концертов у "галиков" практически не было.
Последним шагом в исполнении панк-рока у "глюков" стал альбом "Паркопаны в грязи", записанный через год и утерянный практически сразу после записи.
Треклисты альбомов
Внешняя атрибутика (1990)
- Вступление
- Я не успел
- Кроме меня
- Я хочу есть
- Хочется думать
- А теперь - постель
- Алкоголизм
- Над рекою Исетью
ЙЁХХА (1992)
- Тюлени
- Убогие
- Завтра праздник
- Ноченька
- Мама, я уеду
- Вчера
- В Сибирь
Хочется думать (1993)
- Хочется думать
- Я мешал
- Уксус
- Возьми мои руки
- Возьмите меня в синяки
- Я обманул тебя
- Золушка
- Поп-попурри
- Я потерял сознание
При написании статьи автор отсылался на следующие источники:
- Карасюк Д.: История Свердловского рока. От "Эльмашевских битлов" до "Смысловых галлюцинаций" (Кабинетный учёный, 2016)
- Карасюк Д.: Ритм, который мы... Свердловская рок-энциклопедия (Кабинетный учёный, 2016)
а также на общение с бывшими участниками и коллегами группы "Смысловые галлюцинации".
Особая благодарность Олегу Анциреву (Панцирю), Андрею Серебренникову (Арону), Сергею Симанову, Владимиру Привалову и Олегу Гененфельду.