В 1966 году ВВС начали исследования требований к самолету-штурмовику в рамках программы создания ударной экспериментальной машины (Attack eXperimental). Условия конкурса 6 марта 1967 г. были направлены 21 авиастроительным фирмам, должен был быть спроектирован дешевый бронированный штурмовик, со скоростью минимум 650 км/ч, он должен был хорошо маневрировать на малой высоте, базироваться на грунтовых аэродромах, иметь мощное пушечное вооружение и достаточное число внешних подвесок.
До финала конкурса дошли в мае 1970 г. проекты Нортроп YA-9A и Файрчайлд Репаблик YA-10A. На первый проект выделили 28,9 млн долларов, второй — 41,2 млн.
Самолеты испытывали на базе Райт Петтерсон летчики с другой базы - Эдвардс. Машинам противостояла советская самоходная счетверенная зенитка ЗУ-23-4 "Шилка". Кроме того самолеты сравнивали с имевшимся на вооружении A-7D. В январе 1973 г. объявили о победе проекта Фейчард Репаблик. Фирма получила первый контракт на 159 млн. долларов на 10 предсерийных самолетов. На них стали ставить 30-мм пушки GAU-8 "Эвенджер" вместо М61. Эта пушка была создана специально для штурмовика. Ее монтировали по центру фюзеляжа, из-за нее носовую стойку шасси установили сбоку от осевой линии.
При стрельбе по Т-62 полученному из Израиля выяснилось, что пушка способна зажечь танк и подорвать его боекомплект на дальностях до 1,2 км. Первый серийный штурмовик полетел в октябре 1975 г. Самолет назвали в честь истребителя-бомбардировщика второй мировой войны P-47 "Тандерболт". К завершению производства выпустили до 715 самолетов.
Штурмовик развивал максимальную скорость 722 км/ч у земли, боевой радиус 463 - 484 км, практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой 740 км. Потолок 13 км. Вооружение 30-мм семиствольная пушка GAU-8 с 1350 патронами. Из 11 узлов подвески могут использованы в вылете 10, на них устанавливаются управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы свободнопадающие, фугасные, зажигательные, управляемые и кассетные.
Помимо высокой технологичности, ремонтопригодности и летно-технических характеристик должна быть обеспечена живучесть самолета, у машины должны быть протектированные топливные баки, усилена конструкция, дублированы системы управления самолетом и двигателями, бронирована кабина летчика, частично двигатели и элементы системы управления.
Самолет должен был выдерживать одиночные попадания 23 мм снарядов, то есть если штурмовик попал бы под хорошую очередь "Шилки" он был бы неминуемо сбит. К тому же он должен держать осколки от 57-мм снарядов от ЗСУ-57-2.
Двигатели установили высоко по обеим сторонам фюзеляжа и разнесли между собой, бронированы с нижней полусферы с большинства ракурсов, прикрыты консолями крыла спереди и хвостовым оперением сзади. Самолет способен лететь на одном движке.
Самолет делали из сплава алюминия с повышенным сопротивлением распространением трещин. Конструкция рассчитана на семикратную перегрузку. Коэффициент разрушающей перегрузки 11.
Два киля и два руля направления позволят ему при повреждениях с одной стороны фюзеляжа не терять управление. Горизонтальный стабилизатор сохраняет несущие свойства при повреждении одного из лонжеронов.
Кабина летчика бронирована титаном от 13 до 38 мм. На внутренних листах установлен противоосколочный подбой из нейлона.
Сами ВВС тоже колебались оставить ли "Бородавочник" (эту кличку ему дали из-за внешнего вида) или возложить его функции на истребитель F-16. В 1990 г. "Тандерболты" хотели передать в армию США, но все же оставили в ВВС два авиакрыла А-10. США планируют оставить штурмовики в строю до 2028 года.
Во время войны в Персидском заливе в 1991 г. штурмовик А-10 в количестве 144 самолетов, выполнивших 8100 боевых вылетов, потеряли 7 машин сбитыми и 15 значительно поврежденными.
Неказистый самолетик стал известен после своих успехов в Ираке, по заявкам пилотов "Бородавочник" уничтожил больше 1000 танков, 2000 других боевых машин и 1200 орудий. В ходе войны один из штурмовиков получил тяжелое повреждение крыла, наземный техник говорил, что с таким повреждением ни один самолет до базы бы не долетел. Самолет держал удар ракет ПЗРК "Игла-1", попадания зенитной артиллерии.
Как часто бывает А-10 случайно уничтожал и свои войска, и свою бронетехнику.
Штурмовик принимал участие в войне против Югославии, Афганистане, Ираке.
В 2012 и 2013 году применялась в Афганистане участвовали самолеты новой модификации A-10CS. На штурмовики обновили программное обеспечение, систему "свой-чужой" в том числе для наземных целей, нашлемной системой Helmet Mounted Cueing System (HMCS), она позволяет перенацеливать оружие в ту сторону куда смотрит пилот. В СССР тоже был такой шлем "Щель" на МиГ-29 и Су-27.
В дальнейшем "Тандерболт" будет использоваться вместе с F-35.
На сегодняшний день в США на вооружении находятся около 200 "Бородавочников".
Спасибо за прочтение