Найти в Дзене
🔹О ГЛАВНОМ 🔹

Кто садовником родился? Зачем мы превратили воспитание детей в мучительную работу и как нам оставить их в покое

Не надо зацикливаться на «развитии ребенка», не стоит переоценивать школу, гаджеты не страшны, да здравствует хаос в детской!
Пересказ книги Элисон Гопник The Gardener and the Carpenter: What the New Science of Child Development Tells Us About the Relationship Between Parents and Children  (Farrar, Straus and Giroux, 2016)
Не надо зацикливаться на «развитии ребенка», не стоит переоценивать школу, гаджеты не страшны, да здравствует хаос в детской! Пересказ книги Элисон Гопник The Gardener and the Carpenter: What the New Science of Child Development Tells Us About the Relationship Between Parents and Children  (Farrar, Straus and Giroux, 2016)
Элисон Гопник, Wikimedia
Элисон Гопник, Wikimedia

Контекст

Элисон Гопник – известнейший ⁠американский психолог, профессор психологии и философии в Беркли. Ее специальность – психология ⁠развития, она изучает взаимосвязи языка ⁠и сознания, исследует механизмы детского мышления и технологии обучения. В своей новой ⁠книге «Садовник и плотник: что новая наука ⁠воспитания говорит нам ⁠о взаимоотношениях родителей и детей» Гопник предлагает отказаться от самого популярного сегодня подхода к воспитанию детей – так называемого «родительства» (parenting). По мнению исследовательницы, родители, исповедующие такой подход, похожи на плотников, которые пытаются по заранее утвержденному плану «смастерить» из своего ребенка идеального взрослого.

Гораздо более эффективный подход – «родитель-садовник», видящий свою задачу в создании благоприятной среды, в которой ребенок сможет расти, развиваться и учиться в соответствии с собственными склонностями и потребностями. Это лучше подготовит его к непредсказуемым обстоятельствам будущей взрослой жизни, а родители смогут наконец-то избавиться от тревожности и чувства вины и получить удовольствие от воспитания детей и от общения с ними.

Хаос познания

Дети – совершенно хаотические существа: они хватаются то за одно, то за другое, их внимание перескакивает с предмета на предмет, их попытки исследовать мир всегда сопровождаются страшным беспорядком. Однако это конструктивный хаос: дети ведут себя беспорядочно, потому что для них это наиболее эффективный способ познания мира. «Хаотический» способ мышления и познания, которым пользуется ребенок, гораздо лучше подходит для адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, а это способствует выживаемости нашего вида в целом.

Психологи традиционно сравнивали мозг человека (и особенно ребенка) со швейцарским ножом: якобы в нем для решения каждой конкретной задачи есть определенное «лезвие» – навык, который можно локализовать и развить. Нет, говорит Элисон Гопник, мозг гораздо больше похож на человеческую кисть: это единый и очень гибкий инструмент, каждая часть которого может выполнять множество разных задач в зависимости от ситуации.

Эволюция любви

Почему мы любим своих детей? Конечно, во многом дело в биологической химии материнства, связанных с ним гормональных изменениях. Но почему отцы тоже любят своих детей? Почему бабушки и дедушки обожают своих внуков?

Некоторые психологи выделяют три формы любви: сексуальное влечение, сильное романтическое чувство и долгосрочную привязанность. Две последние формы характерны и для нашего отношения к детям. Словно влюбленные, мы остро чувствуем их настроение, улавливаем любые перемены в поведении, испытываем неимоверную физическую нежность. Особенно важна долгосрочная привязанность, которая устанавливается и крепнет в процессе ухода за ребенком. То есть мы не заботимся, потому что любим, а любим, потому что заботимся.

Учиться, подражая

Дети подражают взрослым, и для них это один из главных способов научения. Имитация нужна не только для того, чтобы понять, что делает другой человек, но и для того, чтобы освоить новый навык. Автор признается, что печь оладьи вместе с двухлетним внуком довольно затруднительно, быстрее сделать это в одиночку – но если малышу разрешить помогать, то он получит бесценный психологический опыт, который пригодится далеко не только на кухне.

Научиться чему-то можно двумя основными способами: методом проб и ошибок и наблюдая за действиями других. Первым способом умеют учиться практические все животные, но более продвинутые – например, приматы или вороны – предпочитают наблюдать за взрослыми и повторять только действия, которые приводят к нужному результату. Конечно, человек продвинулся по этому пути еще дальше. Дети повторяют только те действия, которые приводят к интересному или неожиданному результату: им гораздо интереснее исследовать то, что опровергает их представление о мире.

Но дети не просто повторяют действия: они понимают намерениявзрослых и имитируют только действия, необходимые для достижения этой цели. Вот один эксперимент Гопник: взрослый, руки которого были спеленуты одеялом, нажимал головой на кнопку – и включалась лампочка. Двухлетние малыши (у которых руки были свободны) прекрасно понимали, что для достижения цели вполне можно нажать на кнопку не головой, а рукой. Но если у взрослого руки были развязаны, а он все равно нажимал кнопку головой, то дети повторяли это действие: теперь они думали, что это, видимо, единственный способ зажечь лампочку.

Учиться, наблюдая

Ученые, изучающие народы, которые и сегодня ведут традиционный образ жизни, замечают, что в этих обществах родители не отводят специального времени на «занятия с детьми» и даже не особо объясняют им, что и как нужно делать. Взрослые просто занимаются своими повседневными делами, но в слегка замедленном темпе, чтобы дети успевали следить за их действиями. Сравнительные эксперименты показали, что, например, дети из индейских деревень Гватемалы очень быстро научаются складывать фигурки-оригами: им не нужны объяснения учителя, они просто смотрят, как это делают другие дети. Американские дети из среднего класса справлялись с этой задачей, только когда взрослый обращался к ним напрямую; они почти не следили за тем, как фигурку складывали их сверстники.

Учиться, слушая

Давно доказано, что в семьях, где больше разговаривают друг с другом (в том числе и с детьми), дети лучше осваивают язык, и их словарный запас гораздо богаче. Но не стоит пытаться точно контролировать, что именно вы говорите или читаете ребенку: дети «пугающе проницательны», они прекрасно распознают и интерпретируют малейшие оттенки интонации взрослых, поэтому атмосфера любви и доверия гораздо важнее, чем тщательно подобранные слова и выверенные темы. Постепенно ребенок научается оценивать поведение говорящего и понимать, например, насколько взрослый уверен в своих словах и стоит ли ему верить.

Учиться играя

Детская игра – это захватывающее, но на первый взгляд совершенно бесцельное занятие. Однако все детеныши животных играют, поэтому игра явно имеет важное эволюционное значение (например, эксперименты показали, что у крысят, которые больше играли друг с другом, произошли изменения в структуре коры головного мозга, их мозг стал более пластичным, а значит, более оперативно реагирующим на внешние изменения). В ходе игры можно придумать и испытать самые невероятные обстоятельства и в этих новых обстоятельствах сделать новые открытия. Игра и воображение помогают детям создавать психические модели – то есть представлять себе, что думают другие люди, ставить себя на их место. Это умение – важнейшее свойство именно человеческой психики.

Игра похожа на секс. С нашей точки зрения, секс – это приятное занятие, побочным результатом которого иногда становится размножение. Но с точки зрения природы все ровным счетом наоборот: размножение – основная цель, а удовольствие – просто стимул. То же самое и с игрой: мы хотим играть не потому, что игра «развивает наши когнитивные навыки», а потому что это весело. Радость игры – такой же стимул, как оргазм в сексе.

Зачем нужна Зубная фея?

Большинство родителей считают, что дети не в состоянии отличить реальность от вымысла. Взрослые всеми силами пытаются научить их этим различиям – и совершенно зря: эксперименты показывают, что, как только дети научаются притворяться и играть «понарошку», они уже в состоянии отличить воображаемое от реального.

Ребенок может бояться монстров под кроватью – но точно так же как мы, взрослые, боимся темноты, посмотрев на сон грядущий фильм ужасов. Воображаемые друзья и воображаемые миры нужны детям для того, чтобы научиться моделировать всё новые ситуации и обстоятельства в реальном мире.

Взросление и школа

Современный подход к «школьному обучению» (schooling), говорит Элисон Гопник – такая же неправильная вещь, как современное «родительство». В школе ребенок должен отточить уже полученные в раннем детстве навыки: в самом деле, есть задачи, решение которых нужно довести до автоматизма. Все это возможно благодаря практике. Но школьная практика зачастую учит только одному – «ходить в школу». Детей учат решать тесты, получать высокие баллы, но не учат выполнять задачи, с которыми они на самом деле столкнутся во взрослой жизни. А детей, которые по тем или иным причинам не вписываются в «правильную» статистику успеваемости, считают «отстающими» и «особенными».

В результате внимание младшего школьника становится похоже на луч фонарика, освещающего лишь какой-то один фрагмент общей картины. А дети, не прошедшие через стандартизированную систему «школьного обучения», гораздо лучше умеют переключать внимание с одного предмета на другой, и картина складывается более полная. Не дети должны приспосабливаться под школу, а школа под детей, и тут не помешал бы другой способ учиться – старинное «ученичество» (apprenticeship), когда ученик, а потом и подмастерье учился ремеслу у мастера.

Безбашенные подростки

В результате многолетнего «школьного обучения» современные дети максимально оторваны от взрослой жизни: им не дают даже попробовать делать то, чем они будут заниматься впоследствии. Поэтому им не остается ничего, кроме как пускаться в эксперименты и самим делать выводы о большом взрослом мире.

Подростковый период – это время, когда дети, с одной стороны, стремятся выйти из-под контроля родителей, но с другой – всё еще остаются под их защитой. Задача родителей – не пытаться всё контролировать, им надо помочь подростку стать самостоятельным. Главное для него сейчас – научиться правильно оценивать последствия своих действий. Подростки совершают безумные поступки не только потому, что недооценивают риски, а еще и потому, что переоценивают важность признания со стороны сверстников.

Элисон Гопник убеждена, что не надо пытаться отговорить подростков от опасных экспериментов (да это и бесполезно). Но если в доме, где есть малыш, мы закрываем розетки и опасные углы заглушками, – почему бы нам и существование подростков не сделать более безопасным? Например, запретив торговлю оружием или сделав презервативы еще более доступными.

Дети и гаджеты

Многих родителей пугает «одержимость» их детей гаджетами и интернетом. Но ведь детство и предназначено для активного освоения самых разных новых технологий, например чтения. Когда-то печатная книга была новейшей революционной технологией, полностью перевернувшей мир. И если вдуматься, то чтение тоже может показаться занятием довольно небезопасным: мы одержимы книгой, не выпускаем ее из рук за едой и на отдыхе, и участки коры головного мозга, изначально связанные со зрением и речью, теперь полностью переключились на распознавание букв. Вместо того чтобы учиться на практике и перенимать опыт у старших, мы читаем учебники и конспектируем лекции. Случаи дислексии и расстройства внимания наглядно доказывают, что наш мозг совершенно не приспособлен к такому «противоестественному» занятию, как чтение. Но при этом мы не боимся книг и считаем, что они прекрасно влияют на детей!

Опасности интернета тоже сильно преувеличены. В соцсетях происходит то же, что в школьном коридоре или во дворе: дети и подростки ищут друзей, подчеркивают свои отличия от родителей, флиртуют, сплетничают, экспериментируют, бунтуют, травят других или сами становятся объектом травли. Многочисленные исследования подтверждают, что опыт, который подростки получают в сети, как правило, коррелирует с их жизнью в реальности: лидеры в школе становятся лидерами и в онлайне, жертвы там тоже становятся жертвами. Что же касается сексуального насилия, то, по статистике, подростки гораздо чаще подвергаются ему со стороны родственников и знакомых взрослых, чем в интернете.

Анастасия Макарова 

Внештатный корреспондент Republic

https://republic.ru/posts/93014