Найти в Дзене
ВТБ Страна

10 видеоэкскурсий: Репин, Сутин, Верещагин и все-все-все

Оглавление

За последние четыре года редакция VTBRussia.ru сняла почти два десятка видеоэкскурсий по знаковым выставкам Москвы и Санкт-Петербурга. В этом материале мы постарались собрать те ролики, которые сами с удовольствием пересматриваем и вспоминаем. От Репина до Сутина и обратно. Надеемся, вам они тоже понравятся. 

«Торжествуют», Василий Верещагин, 1872 год
«Торжествуют», Василий Верещагин, 1872 год

Василий Верещагин

Третьяковская галерея, Русский музей — 2018 год

Рассказывать о Василии Верещагине сложно: слишком он многогранен как личность, многозначен как творец. Император Александр III увидел его картины и сказал: «…либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Репин писал о нем: «Это действительно богатырь». Художник, писатель, философ, историк, репортер, этнограф, бунтарь и пацифист — все эти части себя Верещагин воплотил в картинах: батальных полотнах, зарисовках из жизни простого народа, пейзажах из путешествий и поразительно живых портретах.

Видеоэкскурсия по выставке «Василий Верещагин» 

Читать:

«Атлеты», Казимир Малевич, 1932 год 
«Атлеты», Казимир Малевич, 1932 год 

Русский авангард

Еврейский музей и центр толерантности, Третьяковская галерея — 2019 год

Если бы художники-авангардисты узнали, что сегодня их называют именно так, они бы весьма удивились. Слово «авангард» — из военной сферы и означает боевой отряд, идущий впереди остального войска. И, хотя Казимир Малевич, Ольга Розанова, Михаил Ларионов и прочие «авангардисты» действительно оказались на передовой искусства XX века, сами к себе они этот термин не применяли. А зря: созданные ими искусство и философия не просто всколыхнули, а перевернули культурный мир с ног на голову. А сами художники навсегда вошли в историю как первооткрыватели дивного нового мира — того, что сегодня мы называем авангардом.

Видеоэкскурсия «Эволюция русского авангарда»

Читать:

«Молодая девушка в красном платье», Константин Сомов, 1912 год
«Молодая девушка в красном платье», Константин Сомов, 1912 год

Константин Сомов

Русский музей, 2019 год

Константин Сомов — один из самых оригинальных и противоречивых русских художников начала XX века — прожил интересную и успешную жизнь. Несмотря на долгое становление собственного художественного стиля, он нашел свое лицо к тридцати годам — был востребован, обеспечен и узнаваем. Но это не сделало его счастливым: душу художника всегда терзало противоречие между реальным миром и миром фантазий, в который он погружался, создавая свои полотна. Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в жизнь и творчество великого художника, который был создан в рамках нашего совместного проекта с Русским музеем.

Видеорассказ «Жизнь Константина Сомова в семи картинах»

Читать и смотреть:

«Воскресение Христа», Паоло Веронезе, около 1575 года
«Воскресение Христа», Паоло Веронезе, около 1575 года

Венеция Ренессанса

ГМИИ имени А.С. Пушкина, 2017 год

Летом 2017 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прошла выставка «Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе» — масштабный проект, впервые объединивший на одной площадке российской столицы полотна трех величайших живописцев и имевший исключительное культурное значение. Подавляющее большинство произведений было доставлено из крупнейших музеев Италии, причем часть из них никогда ранее не покидала ее пределов. 

Видеоэкскурсия по выставке «Венеция Ренессанса»

Читать:

«Гопак. Танец запорожских казаков», Илья Репин, 1927 год
«Гопак. Танец запорожских казаков», Илья Репин, 1927 год

Илья Репин

Третьяковская галерея, Русский музей — 2019 год

О том, что Репин — великий русский художник, знают даже далекие от искусства люди. Образы с его картин известны нам с детства: они воспроизводятся в учебниках, служат иллюстрациями к историческим рассказам и оживают в речи народными афоризмами. Но разобрались ли мы, что на самом деле происходит на его полотнах? Понять некоторые шедевры Ильи Репина поможет наша видеоэкскурсия по одноименной выставке в Третьяковской галерее.

Подробнее о творчестве Ильи Репина можно прочитать на страницах нашего спецпроекта «Репин: мифы и реальность»

Видеорассказ «Русское общество через призму работ Ильи Репина» 

Читать:

© РИА Новости
© РИА Новости

История, рассказанная языком технологий

Еврейский музей и центр толерантности, 2018 год

Еврейский музей и центр толерантности часто называют самым технологичным музеем нашей страны. И это более чем заслуженный эпитет. Каждый из павильонов музея представляет особый интерес, а все объекты внутри готовы вступить в интерактивный диалог с посетителем. 

Постоянная экспозиция музея включает 12 тематических пространств, каждое из которых соответствует определенному периоду мировой и российской истории (рассказывает историю еврейского народа через призму истории России). Здесь можно заглянуть в «Местечко» XVIII века, пообедать с типичной еврейской семьей, примерить на себя костюм раввина или торговца; посидеть за столом в знаменитом одесском кафе «Фанкони»; заглянуть в еврейскую квартиру 1970-х годов и понаблюдать, как мама-еврейка чистит картошку, пока дед отчитывает внука за драку в школе.

Настоятельно рекомендуем вам посетить Еврейский музей и центр толерантности — и увидеть все вышеописанное своими глазами. А пока мы все сидим на карантине — предлагаем вам сделать это виртуально.   

Видеоэкскурсия по Еврейскому музею и центру толерантности

Читать:

«Над вечным покоем», Исаак Левитан, 1894 год
«Над вечным покоем», Исаак Левитан, 1894 год

Исаак Левитан

Еврейский музей и центр толерантности, 2018 год

В 2018 году в Еврейском музее и центре толерантности прошла необычная выставка — «Исаак Левитан и авторский кинематограф». На экспозиции были представлены избранные работы живописца, встроенные в контекст фильмов великих русских режиссеров — Эйзенштейна и Довженко, Тарковского и Сокурова, Кончаловского и Балаяна, Соловьева и Звягинцева. 

Предлагаем вам погрузиться в атмосферу этой выставки, а заодно узнать много интересного о жизни Левитана и его творчестве. 

Видеоэкскурсия по выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф»

Читать:

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 год
«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 год

Петров-Водкин

Русский музей, 2018 год

Кузьма Петров-Водкин — художник-самородок из российской глубинки, который объехал пол-Европы на велосипеде, подверг критике великих мастеров Возрождения, посочувствовал русским женщинам и возвел на пьедестал простые человеческие ценности. Своим творчеством он пытался объять необъятное, измерить и структурировать бесконечность вселенной и показать, что все живущие существа — части огромной космической системы, пульсирующего в едином ритме организма. 

Осенью 2018 года в Русском музее прошла уникальная выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения», на которой было собрано более 220 работ мастера. Для тех, кто по каким-либо причинам не смог тогда выбраться в Санкт-Петербург и увидеть уникальную коллекцию собственными глазами, мы подготовили подробную видеоэкскурсию. 

Видеоэкскурсия по выставке Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее

Читать:

© ГМИИ имени А.С. Пушкина
© ГМИИ имени А.С. Пушкина

Хаим Сутин

ГМИИ имени А.С. Пушкина, 2017 год

Зимой 2017 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прошла выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива». Экспозиция была призвана впервые в нашей стране максимально полно представить творчество ярчайшего представителя Парижской школы — Хаима Сутина, которого называют пророком современного американского искусства. В российских музейных собраниях произведений Сутина практически нет. Исключение составляет единственная работа — автопортрет живописца. Несмотря на грандиозный успех в США и Европе, на родине творчество художника знают мало. Сутин покинул Россию в начале ХХ века и в течение советского периода оставался вне поля зрения соотечественников, будучи для них, как и многие другие, затерянным достоянием. 

Видеоэкскурсия по выставке «Хаим Сутин. Ретроспектива»

Читать:

-10

От Дюрера до Матисса

ГМИИ имени А.С. Пушкина, 2020 год

В конце марта 2020 года — в самый разгар пандемии COVID-19 — в Пушкинском при поддержке банка ВТБ открылась уникальная выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Но не пугайтесь, двери музея остались закрыты и посетителей в залах не было. Дело в том, что впервые в истории музея вернисаж прошел… в эфире телеканала «Россия-Культура». Несмотря на обстоятельства, мы вместе с нашими друзьями из музея хотим сделать все, чтобы вы смогли больше узнать об этом проекте, и, конечно, посетить его — пусть пока и виртуально. Первый шаг в этом направлении — видеоэкскурсия с подробным рассказом о концепции и нюансах создания экспозиции.

Видеоэкскурсия по выставке «От Дюрера до Матисса» 

Читать:

© ГМИИ имени А.С. Пушкина
© ГМИИ имени А.С. Пушкина

Пушкинский.Youth (бонус)

ГМИИ имени А.С. Пушкина

Концепция этого видеоролика родилась весной 2019 года — прямо во время интервью c директором Пушкинского музея Мариной Лошак. 

Марина Девовна тогда сказала: «О том, что для России это больная тема, мы знаем как никто другой. И мы стараемся уделять ей много внимания, благо в музее очень давно существует Клуб юных искусствоведов. В 2019 году мы открыли новую образовательную платформу — Пушкинский.Youth, которая направлена на работу с молодыми людьми от 14 до 20 лет. Наша задача — в рамках этого проекта не столько заинтересовать молодого человека искусством, сколько научить его через общение с ним свободно думать: уметь размышлять, уметь излагать, воспринимать искусство как инструмент для самопознания. Это очень важный посыл».

Естественно, не снять видео про Пушкинский.Youth после таких слов мы просто не могли.

Видеорассказ «Образовательные программы Пушкинского музея»

Читать:

Читайте также на канале:

Еще больше о культуре читайте на vtbrussia.ru!

Музеи
137 тыс интересуются