В гениальном фильме Александра Роу «Морозко» (1964) так много психологических моментов, что не каждый взрослый фильм сможет тягаться с этой незамысловатой — на первый взгляд — историей. Я даже не беру учёную тему о культурных и славянско-мифологических основах этой сказки. Я о жизни.
Вроде бы всё понятно: вот плохая Мачеха, угнетающая милую Настеньку, а заодно её папашу, который столь забит харизматичной бабой, что не смеет на неё подымать очи. Топнул, когда понял, что ничего ему не грозит и можно свалить жить к Настеньке с Иванушкой.
Но вопрос: что, вернее — кто бесит Махечу? Какая ситуация её более всего удручает? Да всё её бесит. А Настенька даже не в первую очередь. Первое — это мужик, за которого она зачем-то выскочила замуж. Судя по тому, как средненько они живут, выбор у женщины был невелик.
Кроме того, она рассчитывала, что это ею будут руководить, ей помогать, а не сидеть в углу, непонятно чем занимаясь. (Да, напомню, что эти люди — чьи-то крепостные и боярин мог по своей воле выдать вдову за слабого мужчинку, живущего на отшибе — просто из личной прихоти. В сказках крепостное право обыгрывается нечасто).
Так вот Мачеху бесит, прежде всего, мужик, обязанный быть хозяином и добытчиком. Этого мы не наблюдаем. Но гораздо сильнее — и уже на подсознательном уровне — Мачеху раздражает ...её родная дочь. Да, в открытую она любит свою Марфушеньку, называя «королевной».
Пытается принарядить, сбагрить замуж, но всё — мимо. Девка не удалась. Она неинтересная внешне, конопатая, с жидкими волосёнками, крупным ртом и вся какая-то рыхлая. Любит поесть-поспать. Нахальная, ленивая, зато много требующая.
А тут — пачерица-красавица, этакая берёзка с дивной косой, приличными бровями и аккуратным ротиком. Работает без устали, как Электроник, золотые руки и, видимо, «контакты — платиновые». Что мелькает в голове у Мачехи: «Почему вот это — не моя дочь, а вон то существо, которое храпит на всю избу — увы, моя?!»
Открыто отвергнуть Марфушку и воспитывать Настеньку в качестве «своей» она не имеет морального права — ей свыше дана нелепая дочка, а потому приходится любить «королевну». И кормить-кормить-кормить. И надевать ей мониста, кокошник, прилаживать покупные косы...
Кстати в сказке есть моменты, когда маман в порыве этой подсознательной ненависти лупит своё чадо — например, когда Марфушенька чуть не потонула, рассмешив гостей и когда дочурка некстати засмеялась во время супружеской разборки Мачехи со стариком.
«Приданое где, дура?!» - вопит якобы-любящая мать, когда Марфушка прибывает на свиньях. Кстати, свиньи — не такой уж позорный финал, ибо немецкая Госпожа Метелица (из ГДР-овского фильма 1963 года) вылила на ленивую мачехину дочь котёл со смолой.
А ещё на свиньях как-то раз прибыл сам Пётр I – в шутку, разумеется. Полагаю, эта ассоциация у сценаристов возникла именно оттуда. Но вернёмся к нашим дамам. Увидев, что в сундуке — вороны, Мачеха снова бьёт по щеке своё неудачное «творение» - причём, под гогот любопытной толпы.
Потом мы наблюдаем шикарную свадьбу Настеньки с Иваном, где присутствует отец, но, разумеется, нет его супруги. Папаша быстренько свинтил в хоромы, судя по всему, тоже подаренные Морозкой. Благо, Настенька всегда прощала слабости и — подлости своего папаши.
P.S. Чем займутся Мачеха и Марфушка? Теперь они станут ...драться и ругаться на потеху всей округи. Кто из них кого прибьёт — неизвестно. Марфутка — моложе, зато Мачеха — сильнее.
P.P.S. В реальной сказке, записанной в XIX столетии Александром Афанасьевым финал и вовсе феерический: «Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо её обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!» В общем, киношной Марфе сильно повезло ещё.
Zina Korzina (c)