Найти тему
GoodArt

Драконы в искусстве средневекоья (часть 3)

Оглавление

Мать дракона

Мать Александра Великого должна была стать матерью ребенка-дракона, но имя «мать дракона», вероятно, можно назвать еще одну героиню средневекового романа, а именно Мелюзина.

Самые популярные версии истории об этой женщине были созданы на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков - среди них важным элементом является текст 1393 года придворного принца Жана де Берри, Жана д'Арраса. Ведь среди множества замков, которыми владел принц де Берри, был Лузиньян в регионе Пуату, т. е. Прародина Лузиньян, чья семья должна была происходить от Мелюзины и ее потомков.

Она была принцессой и волшебницей; к сожалению, в результате причастности к конфликту родителей она и ее сестры были прокляты. В случае с Мелюзиной проклятие заключалось в том, что каждую субботу от пояса она превращалась в змею.

Когда героиня вышла замуж за Раймондина (Raymond of Poitou), она заставила его пообещать, что он никогда не будет смотреть ее по субботам - она ​​заперлась в своей комнате и принимала ванну. Некоторое время супруги жили в гармонии (Мелюзина родила Раймондину десять сыновей), но, в конце концов, муж, подозревая, что жена ему изменяет, раскрыл ее тайну, подглядывая за ней в субботу через щель в двери. Когда Мелюзина узнала, что Раймондино нарушил ее обещание, она оставила его - она ​​улетела, приняв форму дракона.

https://www.pinterest.ru/pin/14003448829275633/
https://www.pinterest.ru/pin/14003448829275633/

В Центральной Европе легенда о Мелюзине стала популярной благодаря прозаическому перефразированию на немецком языке, реализованному в 1456 году Тюрингом фон Рингольтингеном. После немецкой половины 16-го века этот роман был переведен сначала на чешский, а затем на польский.

Эмблема с драконом

В мифологии народов Северной Европы (викинги, готы, кельты) драконы выглядят как опасные, но могущественные звери, охраняющие сокровища и достойные восхищения. Вложенные в англосаксонские легенды, драконы обосновались на западноевропейских знаменах и гербах, особенно в кругу бретонской культуры.

Именно там рассказы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола были необычайно популярны по всей Европе; Самого Артура как великого правителя также нужно было назвать «драконом». Западноевропейская культура (включая легенды об Артуре) также достигла дворов Пястов; вероятно, в основном через Чешскую Республику и Силезию (о чем свидетельствует серия приключений Ланселота в картинах, украшающих башню 14-го века в Седленцине).

В таком "Артуре" в 14 веке дракон появился на гербе князей Черских: Тройден I и его сыновья Семовит III и Казимеж I, и стал эмблемой Черского княжества. В Малопольске, с другой стороны, мы можем найти его, например, в гербе Нового Жмигрода (Подкарпатская губерния), города на границе с Галицко-Волынской Рутенией, на пути из Сандомира через Карпаты в Венгрию. Дракон в славянской культуре также появился как «гадюка» (помните, что, согласно средневековым бестиариям, дракон был гигантской змеей), поэтому его присутствие неудивительно и в гербе Нижнесилезского Жмигрода по маршруту из Сандомира через Карпаты в Венгрию.

Каждый дикий зверь может олицетворять зло, и в то же время выступать в положительной роли как символ силы и могущества, особенно в кругу светской рыцарской культуры. Драконы, львы или грифоны были очень распространенными фигурами в европейской геральдике, и как декоративные мотивы в готической архитектуре, иллюминациях и художественном мастерстве они кажутся нам столь же популярными, как и неоднозначные.

Грифон и лев могут быть как опасными животными, так и символами самого Христа. Дракон, однако, мог появиться в форме ящерицы: и в свою очередь ящерицы были интерпретированы как символ человеческой души, ищущей Бога, потому что ящерица любит греться на солнце. Кроме того, считалось, что слепая ящерица может вернуть себе зрение, взглянув на восходящее солнце, так же, как душа грешника может получить спасение, обратившись к Богу.

https://www.pinterest.ru/pin/23643966764512919/
https://www.pinterest.ru/pin/23643966764512919/

Сегодня над воротами дома Под Ящерицей находится копия скульптуры, а оригинал хранится в Краковском национальном музее. Это скульптура очень высокого класса, датированная концом пятнадцатого века, была создана под влиянием творчества Вита Стуоша (или, может быть, даже кого-то из его мастерской?).

Значение этой эмблемы остается предметом спекуляций исследователей, а также многих элементов средневековой визуальной культуры. Вся красота символа заключается в его двусмысленности, и драконы, несомненно, являются одним из самых захватывающих примеров этого.