Бенджамин Холладей ( Benjamin Holladay) малограмотный уроженец Кентукки с "плохим образованием, но из хорошей семьи" создал настоящую транспортную империю по перевозке почты и пассажиров через неосвоенные земли Дикого Запада.
Это занимательная история становления и краха американской мечты отдельно взятого человека, начавшего с продавца магазина, заработавшего миллионы долларов и умершего в бедности. Слово "риск" здесь будет повторяться неоднократно.
Новый житель Запада
В 1836 году в Сент-Луис, штат Миссури на пароходе прибыла семья Холладеев, работящих и скромных иммигрантов из Кентукки, в их числе был и 16-ний Бен Холладей "с длинными волосами, с плохим образованием, но из хорошей семьи".
16 лет вполне трудоспособный возраст для тех времен. Для мальчика с энергией и амбициями Миссури был действительно страной обетованной. Вдоль реки в западной части штата шла оживленная торговля табаком и коноплей, а новые поселения открывали множество возможностей для бизнеса.
Становление характера
В 1838 году он упросил принять его курьером в добровольческий отряд штата Миссури, собранный для подавления мятежа мормонов (религиозной секты). Осенью того же года полковник Донифан подступил с главному поселению мормонов Фар-Вест, но обнаружил, что сектанты не горят желанием воевать и разобрался с ними (в отличии от других ) достаточно мирно.
Полковник завоевал глубокую дружбу мормонов, как и молодой курьер Бен Холладей, для которого приязнь приверженцев Церкви Иисуса Христа Святых последних дней стала очень ценной в его будущем грузовом бизнесе.
В девятнадцать лет Холладей стал продавцом магазина в городке Уэстон (основан в 1837 году на реке Миссури напротив Форта Ливенворт). Как типичный житель приграничной территории того времени, Бен пробовал свои силы в любом бизнесе и никогда не задерживался на долгое время ни в одном из них.
1 мая 1839 года ему была выдана лицензия на открытие пивной. Через полгода он управлял таверной, а в конце 1840 года в его собственности была гостиница. Следует понимать,что в то время на границе гостиницей называли любую хижину или землянку, где уставший путник мог вытянуть ноги и укрыться от непогоды.
Бурный рост переполненного людьми приграничного "бум-городка" держал цены на жилье высокими и гостиничный бизнес процветал. До 1849 года Холладей успел поуправлять собственным универсальным магазином, аптекой, отобранной за долги у владельца и упаковочной фабрикой.
Попробовал себя Бен и в управлении почтовым отделением, правда недолго. Как правило, почтой на фронтире мог служить обычный ящик из под крекеров, в который гражданин мог опустить свое письмо с четвертью доллара за оплату почтовых расходов, или это мог быть специально отгороженный угол в универсальном магазине, где сидел почтмейстер.
Для успешного ведения бизнеса в приграничном городке требовалось обладать соответствующим авторитетом - надежного и крутого мужика. У Бена с этим не было проблем. Как то он вступился за своего брата Дейва и вызвал на бой некоего Джорджа Дея. Грандиозная драка окончилась ничьей, но способствовало угасанию конфликта и добавило очков престижа для Холладея.
Все, что известно о Бене Холладее в это время, говорит о тех качествах, которые впоследствии принесли ему национальную известность и уважение. Он был чрезвычайно честолюбив и энергичен, но дружелюбен и приятен в общении.
Смуглый красавец с живым характером, шести футов ростом, он был настоящим человеком Запада. Держал слово, умеренно пил и играл. Хотя и был готов рискнуть всем своим состоянием при высоких ставках в бизнесе, но всегда имел холодную, расчетливую голову и зоркий глаз.
Кому война, кому мать родна
В 1846 году началась война между США и Мексикой. Для покорения северных мексиканских территорий в форте Ливенворт была сформирована Армия Запада под командование генерала Ф.Кирни, как бы она смешно не была мала по европейским меркам, однако она нуждалась в снабжении.
Правительственные фрахты на обслуживание армии сулили немалые барыши и Холладей решил вписаться в новую для него тему. С тех пор транспортный бизнес практически полностью захватил его внимание, но начать он решил все таки с грузового, а не с пассажирского сообщения.
В те времена в Миссури кучер дилижанса получал 40 центов день, плюс кормежка. Дорог не было и возница просто прокладывал свой путь по неезженной прерии, если старый маршрут ему казался слишком уж грязным.
До 1849 года ни одна пассажирская линия не выходила за пределы Миссури и лишь после мексиканской войны первый дилижанс отправился в Нью-Мексико по старой тропе Санта-Фе. Экипаж защищали 8 вооруженных револьверами и винтовками Кольта охранников, способных выпустить 136 пуль без перезарядки.
Именно по старой тропе Санта-Фе отправился в поход против Мексики генерал Кирни в 1846 году. Главной базой снабжения для Армии Запада стал Форт Ливенворт в Миссури. Именно здесь Холладей поймал свою удачу за хвост. Он заключил контракт с Кирни на поставку бекона и муки.
Конкуренция за такие контракты была острой, но Холладей был успешным и пронырливым дельцом. Оперативная доставка и удовлетворительное качество товаров сделали его любимым подрядчиком армии, а его прибыль несколько раз превышала двести процентов.
Брат Холладей, хороший человек и честный дилер
Война с Мексикой закончилась в 1848 году и принесла США новые, громадные территории на западе - Калифорнию, Юту, Неваду, Колорадо, Аризону и Нью-Мексико. В 1847 году еще до окончания войны в Юте у Большого Соленного озера обосновались, изгнанные из Миссури и Иллинойса мормоны.
В 1848 году открытие золота в Калифорнии привела к первой золотой лихорадке США общенационального масштаба. Пилигримы "сорокадевятники" по пути к золотым россыпям делали остановку у города мормонов Солт-Лейк-Сити, чтобы пополнить запасы. Однако, мормоны сами получали все необходимое с востока из Миссури и мало что могли предложить.
Холладей вовремя рассмотрел перспективы нового рынка, да и время было подходящее, правительство после войны распродавало по дешевке армейские запасы. К февралю 1849 он был готов начать рискованное дело по доставке товаров за 1200 миль по дикой местности. Холладей скооперировался с Теодором Уорнером, одним из крупных торговцев Уэстона. С Бена были фургоны и волы, с Теда товары.
50 фургонов с товаром на 70 тысяч долларов отправились в рискованное путешествие. Холладей поставил на карту все свое "военное состояние". Сначала маршрут шел по высокотравным прериям Канзаса и восточной Небраски, где было много дров (вдоль ручьев), воды и травы.
За рекой Южный Платт благоприятные условия заканчивались. Горло путников раздирала горькая, щелочная пыль, которую можно было смыть только такой же горькой водой. Местность шла в гору и поросла полынью и кактусами, но зато здесь было вдоволь бизонов.
У Форта Ларами страна менялась к лучшему, но первая нормальная вода была только в реке Сладководная (Суитвоттер). Потом тропа по достаточно пологим спускам и подъемам шла к Южному перевалу через Скалистые горы. Почти по всей длине маршрута люди береглись от возможного нападения индейцев, а мысли о том какой прием окажут мормоны тоже не добавляла душевного спокойствия.
Наконец Холладей добрался со своим караваном до Солт-Лейк-Сити. В кармане у него было письмо к главе мормонской общины Бригаму Янгу от генерала Александра Донифана, что 11 лет назад милостиво обошёлся с мормонами в Вест-Фар. Он просил мормонов вспомнить их былую дружбу и хорошо принять Холладея.
Янг принял и благословил Холладея. В воскресной проповеди перед своим народом он сказал: «У брата Холладея большой запас товаров для продажи, и ему можно доверять, как честному дилеру». Это были золотые слова. После службы Янг преломил хлеб вместе с Холладеем и товар на 70 тыс. долларов был продан за несколько дней с большой прибылью.
Неудачная разведка
В те дни было много споров о достоинстве и недостатков различных троп и маршрутов. Холладей был неудовлетворен маршрутом между Фортом Бриджес и Солт-Лейк-Сити. Поэтому в компании с негром-слугой и парой мулов он отправился на разведку более удобного пути.
Разведка не удалась, Холладей заблудился, были съедены все припасы и путники несколько дней бродили голодными по горам, пока не нашли искалеченного бизона, чье мясо поддерживало их пока они не вышли в знакомые места. Позднее Холладей рассказал, что именно этот бизон был самой вкусной едой, которую он когда-либо пробовал.
Второй поход
Вернувшись домой в Уэстон, Холладей потратил часть прибыли,чтобы прикупить мельницу на реке Платт, ферму площадью 1200 акров, участок земли возле города и построил внушительный особняк из красного кирпича.
Казалось бы живи и радуйся, но Холладей был увлечен рискованным, но таким прибыльным грузовым бизнесом. В 1850 году он повторил свой прошлогодний успех, отправив караван с товарами на 150 тыс. долларов. В Солт-Лейк-Сити был открыт большой магазин и склад под управлением Уильяма Хупера, женатого на женщине из мормонов.
Цены с учетом доставки были достаточно высокими для того времени. Вот некоторые примеры:
- Суровая, хлопковая ткань для рубашек и бязь - 20-30 центов за ярд (0,9 метра);
- Кентуккийский джинс (имеется ввиду ткань) 0,25 -1,25 $ за ярд;
- Хлопковая фланель 30-40 центов за ярд;
- Набивной ситец 25-50 центов за ярд.
- Пшеница .. от 75 центов до 1 доллара за бушель (35,2 литра);
- Стекло от 15 до 18 $ за половину ящика;
- Писчая бумага от 10 до 12 долларов за пачку.
Продажа коров "с копыта"
После второго путешествия в Солт-Лейк-Сити Холладей пошел на шаг, который грозил крупными убытками всему предприятию. Часть товаров он обменял на стадо коров и погнал их в Калифорнию по горному пути, где до него многие терпели крах, вплоть до смертельного исхода.
Однако, Холладею повезло, он добрался до долины реки Сакраменто, потеряв лишь несколько десятков животных. Оставив скот подкормится на сочных калифорнийских лугах, он отогнал несколько коров в Сан-Франциско и продал Панамской пароходной компании по низкой цене.
Холладей знал, что рынок говядины на данный момент вакантен, как никогда из-за наплыва золотоискателей, но выжидал, пока покупатель не сделает следующий шаг. Вскоре главный снабженец компании послал Холлидею деловое предложение.
Бен заявил,что у него нет времени гнать стадо к покупателю и если они хотят то пусть сами приходят и забирают скот. Они пришли и купили весь его скот "на копыте" on the hoof (т.е. за живой вес) по 30 центов за фунт (0,45 кг). Прибыль была сумасшедшая. т.к. Холладей покупал коров у мормонов по 6 долларов за голову.
Позже Бен признавался, что так сильно хотел сразу же продать скот компании, что был готов на карачках приползти к их офису, но стойко сопротивлялся искушению. Для примера, средний вес техасского лонгхорна составляет: 600–1400 фунтов для коровы и 1400–2500 фунтов для бычка.
Спад торговли в Солт-Лейк-Сити
Холлидай продолжал заниматься грузовыми перевозками, но не забывал и про говядину. В 1853 году он заключил годовой контракт с армией США на снабжение говядиной казарм Бинисия в Калифорнии. Командир этого подразделения 1-ый лейтенант Джордж Х. Пейдж Второй хвалил Холлидая генеральному комиссару продовольствия в Вашингтоне:
Было сочтено более экономичным сблизиться с мистером Холладеем, чья способность соблюдать условия соглашения неоспорима.
Между тем торговля в Солт-Лейк-Сити шла на спад. Все больше иммигрантов были уверены в том, что без проблем доберутся из Юты в Калифорнию и перестали закупать припасы. Управляющий магазина Уильям Хупер продал свою долю бизнесе Холладею и Уорнеру за 10000$.
Романтика каравана
И все же продажа скота была второстепенным делом. Холладею было по душе странствующее товарищество грузового каравана. Где за словом не лезли в карман, по очереди готовили, смотрели за скотом и охраняли фургоны, хотя все находились под строгим контролем начальника каравана (wagon-master).
У Начальника в подчинении находились бычары ( от bull -бык, whackers -громадина ), так называли погонщиков воловьей упряжки, это были одни из самых жестких и необузданных людей на фронтире. Чтобы уберечь ценный груз, впереди каравана высылали авангард, который искал следы возможного присутствия враждебных индейцев и бандитов.
Дополнительно с флангов каравана высылалось боковое охранение, а также высылались охотники,чтобы добыть свежатинки на ужин. Грузовые фургоны имели гигантские для того времени размеры. Вес груза в фургоне достигал 5-6 тыс. фунтов (2,67-2,72 тонн), для перевозки которого требовалось от 5 до 6 пар волов.
На ночь фургоны выстраивались в табор в форме сердца, внутрь загонялись волы. Наступало время ужина, баек и шуток под звездным небом прерии.
Армейский кормилец
По мимо дорожной романтики, грузовой бизнес приносил большую прибыль, особенно на правительственных контрактах. Главный доход шел от снабжения удаленных армейских постов, построенных чтобы предотвратить набеги враждебных индейцев.
Существование таких постов в значительной степени зависело от внешнего снабжения, и было очень важно передать контракты в руки компетентных лиц. За несколько лет до того, как Холладей вступил в пассажирский бизнес, он заключил несколько таких контрактов.
Например по контракту, заключенному 25 февраля 1851 года в Форте Ливенворт (база снабжения для всех западных фортов) и подтвержденному 19 апреля 1851 года в Вашингтоне, Холладей обязывался:
По готовности перевезти в 1851,52 годах груз в Форт Кирни с 1 мая по 30 сентября, и с 1 мая по 15 августа в Форт Ларами. Перевозка должна была производиться в больших надежных фургонах, грузоподъемностью не более 5000 фунтов. Перевозчик нес ответственность за сохранность груза.
Правительство обязывалось выплатить вознаграждение по факту успешной доставки в Форт Кирни 3,80 $ за каждую сотню фунтов (45 кг) перевезенного груза и 6,80 $ в Форт Ларами. Выплата по контракту гарантировала государственной облигацией в размере 20 000 $.
Холладей перевез в Форт Кирни 12 682 фунтов, получив чистую прибыль в размере 406,91 доллара. Отчет был отправлен 8 марта 1853 года майору Д. Винтону, генерал-интенданту в Сент-Луисе, которому было поручено заплатить 481,91 $.
За перевозку в Форт-Ларами 53 229 фунтов груза Холладею причиталось 3619,57 долларов. Однако, полностью этой суммы Холладей не получил и остался должен 500 $ десяти работникам за работу в течении 2,5 месяцев. В чем была трудность не известно, но Винтон рекомендовал привлечь Холладея к перевозкам в 1854 году.
Похожий случай произошел в Неваде в 1853 году, когда в Холладей и Уорнер занимались снабжением собственного торгового поста в долине Карсон. В разгар перегона 18 возчиков вдруг покинули свои фургоны с мукой и отправились в Солт-Лейк-Сити. Подробности опять не известны, т.к. архивы компании сгорели во время землетрясения 1906 года в Сан-Франциско.
Конкуренты
В 1853 году предприятие Холладея-Уорнера переехало в Калифорнию. Холладей видел огромные перспективы по снабжению старателей и шахтеров в Калифорнии, где цены были необычайно высоки. В 1854 Холладей выкупил за 40000 $ долю Уорнера и занялся грузовым бизнесом в одиночку, накапливая огромное состояние.
Не обошлось и без конкурентов. Борьба шла не только за контракты но и за скорость доставки. Доходило до того, что караваны из тяжелых, громоздких фургонов с воловьими упряжками устраивали настоящие гонки. Пускай они были недоступны взору обычного наблюдателя, но на них можно было делать ставки и была высока вероятность аварий и гибели тяглового скота.
В это же время началась гонка между Холладеем и грузовой фирмой Рассел, Мейджорс и Уоддел ( R.M&U) гонка не ощутимая, неосознанная, о которой участники возможно и не подозревали. Трое мужчин объединили свой капитал и умение в 1855 году, выиграв контракт на поставку товаров на все армейские посты Дальнего Запада на 1855-56 годы., чистая прибыль составила 300 000 $.
Правительственный контракт с R.M&U был продлен и на 1857 год. В этом же году начались столкновения между сектантами и "язычниками" , т.е. немормонами. На усмирение была отправлена армия США, которой потребовалось перевести от 2 до 3 млн.фунтов груза.
R.M&U набрали кредитов для закупки снаряжения и тяглового скота..Но контракт был приостановлен. В добавок военный отряд мормонов под руководством капитана Лота Смита захватил и сжег три фургона партнеров с товарами на 150 тыс.долларов. R.M&U были на грани банкроства. Ситуацию спасло личное вмешательство военного министра Флойда, давшего личную гарантию оплаты по контракту.
В 1858 и 1859 годах R.M&U перевезли много тонн правительственных грузов в Кэмп Флойд (военный лагерь из 3,5 тыс. человек в Юте). В то время они использовали около 350 фургонов и упряжек, тысячу мулов и сорок тысяч волов, на компанию работало 4000 человек.
R.M&U стали теперь самыми известными подрядчиками по перевозке грузов для правительства США на западе. Гораций Грили ( редактор нью-Йорк Трибун), посетивший их штаб-квартиру в Ливенворт-Сити в 1859 году, писал: "Чтобы построить город в Канзасе, нужны три бревенчатых хижины, но они начинают называть его городом, как только вобьют первый колышек".
Однако грузовая компания произвела на него сильное впечатление. "Целые акры фургонов!- писал он, - Какие пирамиды деревянных осей! О, эти стада волов! Какие полки из возчиков и других служащих!"
После мормонской войны R.M&U хорошо вложились в грузовой транспорт, выкупив у армии США не нужное ей больше снаряжение. Холладей теперь был не удел, но он накопил небольшое состояние и стал давать деньги в долг под проценты, в.т.ч. и R.M&U.
"Проба пера"
Осенью 1853 года Холладей был партнером Джорджа Чорпеннинга в предприятии по перевозке почты между Сакраменто в Калифорнии и Солт-Лейк-Сити. Однако их маршрут не использовал дилижансы.На этом этапе разработки почтовых маршрутов эксплуатировали крытые фургоны, запряженные упряжкой из 4-х мулов.
Когда контракт Чорпеннинга был приостановлен, Холладей стал поручителем У.Л. Бланшара, который заключил контракт на предоставление почтовых услуг между Калифорнией и Солт-Лейк-Сити за пятьдесят тысяч долларов в год.
В 1856 году Холладей предпринял свою первую попытку войти в почтовый бизнес, когда он предложил 45 тыс.долларов за контракт на перевозку почты между Индепенденсом, Миссури и Солт-Лейк-Сити. Но его перебил Хирам Ким, предложивший демпинговую цену в 23 тыс. долларов.
После этой неудачи Холладей выжидал некоторое время, занимаясь финансированием. В 1859 в Пайн-Пик, Колорадо было найдено золото. R.M&U, чтобы освоить перспективный маршрут требовалось купить новое оборудование - фургоны, волов и т.д. Партнеры делали большие займы у Холладея, все глубже погружаясь в долговую зависимость.
Эпилог. Огненные 60-ые
Наступали 1860-е годы, время кровавой распри гражданской войны в США. Дальний Запад, не освоенный и слабо заселенный стал дополнительной проблемой для правительства Союза в эти времена. Поддержание связи и сухопутного сообщения стало проблемой национального значения.
Бену Холладею было суждено взять на себя эту непростую задачу.
Источник - "Ben Holladay, the stage coach king" Frederick, J. V. (James Vincent)