Друзья, на основе газетной заметки, хочу сегодня вам показать все скульптуры из сюиты «Рассказы А.П. Чехова» Асты Давыдовны Бржезицкой. Однако...
После моих публикаций по материалам Госкаталога Музей-усадьба «Кусково» ограничил доступ к ценным экспонатам. В моих первых публикациях уже не работают ссылки. При переходу на портал Госкаталога на нужной странице выводится сообщение о недостаточности прав на просмотр этого материала. Коллекция работ Асты Давыдовны Бржезицкой теперь не доступна для просмотра. Работая в Кусково в 2019 году, я опубликовал в Госкаталоге почти всю монографическую коллекцию произведений Бржезицкой. Более ста наименований. За исключением разбитых скульптур. Сейчас доступно только пятнадцать.
Делал я это не по собственной инициативе, а согласно утверждённого Министерством культуры графика выгрузки данных в Госкаталог. А в соответствии с Указом Президента В.В. Путина, по которому 2019 год в Российской Федерации был объявлен Годом театра, тематически актуальные работы Асты Бржезицкой были отправлены в первую очередь. При это никакой сенсации от этой публикации в сети не произошло. Так как ещё в 2008 году вышел в свет составленный Ириной и Сергеем Насоновыми альбом с каталогом-резоне всех известных работа Асты Бржезицкой. Её работы даже при коллекционном статусе не являются уникатами. В среднем выставочный экземпляр выполнялся в пяти – десяти экземплярах. Аналогии «кусковским» работам Бржезицкой имеются во многих музея. Они интересны вариативностью росписи.
Государственный музей керамики в Кусково участвовал в сетевых акциях, публикуя экспонаты, связанные с театром. Их можно разыскать в социальных сетях. А также в тематическом альбоме на странице музея на официальном сайте Мэра Москвы. Для этого у экспонатов должен был появиться статус официальной публикации. В этом вы можете убедиться сами, перейдя по ссылке: https://kuskovo.catalog.mos.ru/entity/ALBUM/3650885
Обратите внимание на описание – везде указан номер Госкаталога.
Однако, в альбоме на mos.ru не всё творчество Асты Давыдовны Бржезицкой представлено. Тем не менее, я могу вам показать ещё две «чеховские» скульптуры из собрания Государственного музея керамики в Кусково – «Каштанка» и «Человек в футляре». Как?
Думаю, кто пытался копировать изображения из Госкаталога, сталкивался с проблемой – полноформатная фотография доступна только в предпросмотре при наведении курсора, а сохраняется на компьютер лишь миниатюрная иконка изображения. Но всем проблемам есть решения. Я давно, уже лет десять, пользуюсь приложением Pinterest, которое позволяет автоматически сохранить исходную фотографию, данные и ссылку на первоисточник. Это очень удобно при подготовке лекций и при написании статей. Под рукой в классифицированных альбомах все необходимые сведения. Рекомендую!
К этой публикации я готовился давно. И фотографии произведений Асты Давыдовны Бржезицкой у меня заранее были сохранены в альбоме: https://www.pinterest.ru/igolskij/astf-brzhezitskaya-dulevo/
Коновалов А. Навеяно Чеховым // Народная газета, 1994. – 10 августа.
Говорят, искусство отражает жизнь. Но бывает, что и художественные создания становятся прообразами произведений живописи, скульптуры, музыки, театра. В июле исполнилось 90 лет со дня смерти А. П. Чехова. Его нет почти век, а весь мир зачитывается его книгами, в театрах ставят его пьесы, балеты на темы его рассказов, снимают фильмы. Немало скульптурных произведений навеяно творчеством Чехова.
Известный скульптор-фарфорист Аста Давыдовна Бржезицкая, чья творческая жизнь вот уже полвека связана с Дулёвским фарфоровым заводом, создаёт как отдельные работы по произведениям любимых писателей, так и целые сюиты и циклы скульптур. Один из циклов – Чеховский.
Началось всё с просьбы директора музея в Мелихове сделать, что душе угодно. Аста Давыдовна вылепила «Даму с собачкой». В тонкой фигуре молодой женщины с пушистым шпицем чувствуется нежность, беззащитность, а собачка придает композиции легкий налёт юмора. По словам искусствоведа Е. Хохловой, каждая композиция ваятельницы – это небольшая новелла.
Потом Бржезицкая вылепила «Каштанку», «Ионыча» и «Человека в футляре». Любопытно отношение художницы к Беликову. У неё свой взгляд на «человека в футляре», отличающийся от общепринятого. Она не считает его таким уж плохим человеком. Скорее, он жертва. Старый холостяк, не знавший ни любви, ни ласки. Таким его и изобразила: он стоит, а мимо проносится на велосипеде Варенька. Она не любила его, а человек без любви – несчастный человек. Все четыре вещи находятся в Мелиховском музее А. П. Чехова. «Даму с собачкой» много лет выпускает Дулёвский фарфоровый завод.
Несколько работ Аста Давыдовна исполнила для музея А. П. Чехова в Ялте, Там Находится скульптурная композиция «Три сестры».
Там же «Вишнёвый сад». Длинный диван, на котором сидит рыдающая Раневская, а в её руке кошелёк с деньгами за проданный сад. Рядом торжествующий Лопахин, ставший хозяином вишнёвого сада. Для музея в Ялте скульптор вылепила ещё и «Чайку».
Следуя традициям русской фарфоровой классики, она сохраняет в своих работах первозданную белизну фарфора, подчёркнутую лёгкой росписью красками.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту
#ясчастлив