Найти тему
Звуковик

Почему фильтры (кроссоверы) в акустических системах не всегда хороши

Приветствую всех поклонников высококачественного звука! В данной статье хотелось бы коснуться такой немаловажной темы, как фильтры (кроссоверы) располагающиеся непосредственно внутри колонок, ведь несмотря на свою явную пользу приносящую динамикам в извлечении звука есть и отрицательные стороны их нахождения.

Практически невозможно создать физический кроссовер, который бы не изменял временную область и не влиял на групповую задержку в пределах своей области.

Большое количество кроссоверов, а именно с более постепенным уклоном имеют отчетливо слышимые проблемы с фазовым сдвигом, вызываемые самим кроссовером.

Для чего акустическим системам нужны кроссоверы?

Все просто, потому что совершенно малое количество динамиков, в независимости от типа (динамические, электростатические, пленочные) способны воспроизвести весь звуковой диапазон с равной линейностью.

-2
Кроссоверы позволяют конструктору акустики использовать несколько драйверов (динамиков, панелей), специально созданных для определенных частотных диапазонов, трехполосный дизайн обычно имеет драйверы низких, средних и высоких частот с одной схемой кроссовера между низкочастотным динамиком и средним диапазоном, а второй — между средним и твитером.

Основа для лучшего понимания его предназначения: кроссовером называется фильтр (или их группа), который предназначен для снижения частоты выше или ниже для определенной точки и измеряется в децибелах на октаку.

Срез 12 дБ на октаву, который является типичной конфигурацией кроссовера с «минимальным уклоном», имеет очень постепенное переключение между драйверами - это означает, что частотные диапазоны, в которых оба драйвера играют одну и ту же ноту, намного больше, чем с более крутым cрезом.

Проблема кроется в том, что в таком частотном диапазоне, где оба драйвера будут воспроизводить одну и туже ноту, появляется небольшая вероятность, того, что они будут работать немного не в фазе друг с другом из-за групповых и временных задержек, вызываемых такой перекрестной схемой.

Лучшими колонками будут являться те, которые способны уменьшить или замаскировать искажения, присущие в работе кроссовера.

-3

Существует ли способ изготовить кроссовер без этих явно выраженных проблем?

В наше время существует технология позволяющая создавать цифровой кроссовер, способный делать с передаваемым звуковым сигналом все то, что делает и физический фильтр, но без всяких задержек, вызываемых в последних резисторами.

Но данную технологию невозможно применить в производстве колонок, потому что тогда сигнал должен быть цифровым, а не аналоговым.

Если вы разместите компонент в тракте аналогового сигнала, который имеет аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), у вас не будет виртуального кроссовера.

Можно использовать в качестве цифрового кроссовера мастеринг-процессор Behringer Ultra-Curve DE 2496, он конечно не является последним словом в современных цифровых технологиях, но демонстрирует на 99% меньше искажений в звуке чем его физические собратья, однако и не является панацеей.

Также существует специализированное программное обеспечение, такое к примеру, как Fab Filter позволяющее создавать виртуальные кроссоверы для любых динамиков.

А в совместной работе с многоканальным ЦАП она также дает гораздо более прозрачный и согласованный по времени звук, чем обычный физический фильтр.

Некоторые программы Fab Filter
Некоторые программы Fab Filter

p/s Возможно обычный кроссовер не так уж и плох для акустики, кто знает…

Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх, не стесняйтесь комментировать, ваше мнение очень важно для нас.