Найти тему
Социальные сети (SMM)

Риск "заражения" в социальной сети

Во всем мире 800 000 человек по-прежнему умирают от самоубийств каждый год (Всемирная организация здравоохранения, 2016), а 3-16% населения имели мысли о самоубийстве, по крайней мере, один раз. Исследования показывают, что только 24% лиц, склонных к суициду, обращались к психиатрической помощи в течение месяца, предшествующего их смерти. Хотя доступ к надлежащей медицинской помощи признан важнейшим компонентом профилактики самоубийств, барьеры на пути поиска помощи представляются более сильными для уязвимых групп населения, а также для тех, кто страдает от тяжелых суицидальных мыслей и депрессивных симптомов.

С одной стороны, Интернет обеспечил легкий и непосредственный доступ к профилактической информации и ресурсам помощи, способствуя развитию сообществ взаимопомощи. С другой стороны, он обеспечил видимость веб-сайтов, посвященных самоубийствам, проложил путь для киберзапугивания и увеличил распространение информации о высоком риске заражения самоубийствами.

Социальные сети могут помочь в выполнении трех основных функций по увеличению проактивности, чтобы привлечь страдающих пользователей Интернета к уходу. Функция шлюза связана со свойствами взаимодействия с социальными сетями, чтобы использовать барьеры, препятствующие поиску помощи, и дать возможность амбивалентным людям получить доступ к системе психиатрической помощи. Функция коммуникационного взаимодействия направлена на трансляцию сообщений, направленных на оказание помощи, при одновременном использовании функциональной структуры социальной сети для увеличения ее аудитории. Функция интервенционной аутрич-работы заключается в использовании алгоритмов машинного обучения для выявления пользователей социальных сетей с наибольшим риском суицидального поведения и предоставления им шанса преодолеть их дисфункциональное нежелание обращаться за помощью.

-2

С числом пользователей, которое выросло с полумиллиона в 2000 году до почти 4 миллиардов в 2018 году, появление Интернета представляет собой одну из самых драматических социальных и технологических эволюций за последние два десятилетия. Оно оказало глубокое влияние на то, как мы взаимодействуем, общаемся и получаем доступ к информации. Что касается самоубийств, то в литературе все чаще признается наличие новых или сложных угроз, а также оригинальных профилактических возможностей, которые появились в Интернете.

Все большее число авторов предлагают использовать Интернет и социальные сети для преодоления барьеров, препятствующих поиску помощи среди самоубийц.

Причины, по которым страдающие люди могут отказаться от формальной помощи, можно разделить на четыре неисключительных класса:

(1) барьеры стигматизации в форме общественного, воспринимаемого или самостигматизирующего отношения к самоубийствам, психическим заболеваниям и психическому здоровью, которые часто порождают чувство вины, стыда, само вины или торможение;

(2) структурные барьеры, такие как доступность, стоимость, видимость или неудобства;

(3) психологические барьеры, включая отсутствие эмоциональной компетентности, плохое эмоциональное выражение или чрезмерную уверенность в себе;

(4) убеждения о поставщиках помощи, включающие опасения относительно конфиденциальности, надежности или компетентности.

-3

Поиск помощи может быть смоделирован как активный процесс, требующий четырех последовательных шагов: осознание проблемы, выражение потребности в помощи, наличие поддержки и готовность искать помощь. Эти этапы распределены по градиенту возрастания мотивации к действию, который простирается от личного созерцания до межличностного навязывания. Четыре вышеупомянутые категории барьеров, препятствующих обращению за помощью, конкретно связаны с различными этапами этой модели. Например, в то время как психологические барьеры снижают склонность к осознанию и выражению эмоциональных расстройств, структурные барьеры препятствуют фактической возможности доступа к здравоохранению. Стигматизация и убеждения, касающиеся оказания помощи, негативно влияют на мотивационный баланс подхода/уклонения от оказания помощи.

Различные предложения сделать Интернет ступенькой к формальному здоровью согласуются с социологическими моделями, которые предполагают, что ищущее помощи поведение в основном определяется межличностными системными детерминантами. Привлечение посредников, которые знают ресурсы сообщества, взаимодействуют с людьми, нуждающимися в помощи, и направляют их в соответствующие службы, улучшит общий доступ к медицинской помощи. Некоторые свойства Интернета позволяют предположить, что профилактические мероприятия в режиме онлайн могли бы способствовать снижению как структурных, так и личных барьеров, препятствующих оказанию помощи.

Своевременность гарантирует доступ к поддержке, в том числе во внерабочее время. Она позволяет настроиться на короткий промежуток времени, в течение которого может колебаться как тяжесть суицидальных мыслей, так и мотивация к обращению за помощью.

Анонимность и неприкосновенность частной жизни должны сделать взаимодействие менее конфронтационным и способствовать самовыражению и самораскрытию. Впечатление контроля сопровождается анонимностью. Она может обезопасить людей, которые не могут позволить себе сильную межличностную приверженность, предоставив им возможность выйти из разговора в любой момент.

-4

Однако у этой вспомогательной роли есть и обратная сторона. Анонимность, в частности, серьезно ограничивает возможности экстренного вмешательства в случае неминуемого риска самоубийства. Кроме того, низкая межличностная приверженность придает терапевтической связи лабильное измерение с повышенным риском потери связи с человеком. Таким образом, Паутина может быть помещена в крайность континуума, начиная от высокой вероятности доступа, но ограниченной терапевтической вовлеченности и возможностей действий, и заканчивая более низкой вероятностью спонтанного контакта, но более высокой межличностной приверженностью и более широким охватом вмешательств. С этой точки зрения, шлюзовая функция веб-мероприятий должна рассматриваться не только как вход, но и как способ вовлечения и укрепления терапевтической приверженности пациента.

Сети, образованные самоубийственно размещающими микроблоггерами, характеризуются низкой плотностью (т.е. низким количеством эффективных связей относительно виртуального количества возможных связей), но высокой степенью взаимосвязанности (т.е. большим количеством взаимных или треугольных связей). В то время как разреженность предполагает увеличение скорости распространения информации, сильная взаимность между плакатами суицидальных сообщений предполагает потенциальную рекурсию информации, тем самым усиливая воздействие сообщений. Некоторые микроблогеры играют ключевую роль в сетях. С одной стороны, влиятельными плакатами (влиятельными лицами) являются те микроблогеры, у которых много последователей, но мало друзей, и чьи сообщения широко распространены в сети. С другой стороны, влиятельные репостеры (линкеры) имеют как значительное количество друзей, так и последователей, таким образом, они наводят мосты между небольшими отключенными узлами, из которых состоит сеть.

-5

Структурные и функциональные свойства социальных сетей позволяют быстро распространять сообщения, которые пользователи могут получать избыточно. Эта коммуникационная сила является универсальной. С одной стороны, она усиливает охват и воздействие содержания самоубийств, тем самым повышая риск заражения. С другой стороны, это может быть исключительным каналом для трансляции и усиления влиятельного потенциала сообщений, направленных на поиск помощи; однако оптимизация коммуникационной стратегии в социальных сетях должна быть тесно увязана со структурой и функциями сети, на которую нацелено самоубийство.